Практика прокладывания кабеля по дну водоемов берет начало еще с XIX века. В наши дни актуальность данного способа создания линий связи ничуть не уменьшилась.
Учитывая большое количество водных преград на территории Северо-Запада, компания «Ростелеком» уделяет этому направлению в своей деятельности пристальное внимание, имея в своем распоряжении уникальных специалистов, способных налаживать связь под водой и поддерживать ее в исправном состоянии независимо от времени года и капризов природы.
Водолазная группа «Ростелекома» существует уже более 30 лет. Техническая база бригады подводных связистов находится в Петрозаводске - Карельском филиале компании, однако эти водолазы ведут работы во всех регионах Северо-Запада и сталкиваются по работе с самыми опасными и глубоководными водоемами.
News29 удалось побывать в гостях у «подводных связистов» и проникнуться до «глубины души» этой непростой работой специалистов, обслуживающих свыше 800 километров кабельных линий, проложенных под водой. За год они обследуют до 80 подводных объектов связи. Сезон длится с марта по ноябрь, за это время водолазы успевают сделать порядка 300 спусков.
К слову, самыми «проблемными» на Северо-Западе считаются воды двух рек: Северной Двины в Архангельской области и Печоры в республике Коми. Именно они доставляют больше всех хлопот связистам из-за своего непредсказуемого нрава.
Ежегодно водолазы заменяют около 500 метров поврежденного подводного кабеля по всему Северо-Западу. При этом, практика показывает, что природный фактор преобладает над человеческим. До 70 процентов аварийных случаев — это следствие естественных изменений береговой полосы, ведь река — это живой организм.
Главное, по словам Равиля Манеева, ведущего специалиста участка эксплуатации сети Карельского филиала компании «Ростелеком», не устранить аварию, а не допустить ее. Поэтому профилактической работе уделяется особое внимание. По результатам регулярных обследований линий связи даются рекомендации «на местах», чтобы исключить возможность экстренных ситуаций, когда из-за обрывов приходится задействовать резервные линии и перенаправлять информационные потоки по другим каналам связи.
«Лучшее лечение — это профилактика», говорят связисты-подводники. Конечно, случаются и экстраординарные случаи, когда ландшафт в руслах рек за короткое время меняется до неузнаваемости: размываются берега, исчезают или появляются целые острова. Все это влияет на «живучесть» подводного кабеля связи. Но трудности лишь закаляют и повышают профессионализм работников «подводного звена» крупнейшей российской компании в сфере предоставления услуг связи.
Сегодня водолазная группа Карельского филиала «Ростелекома» состоит из 9 человек: в нее входят медицинские работники, водолазы и персонал, обслуживающий плавсредства.
Из 240 рабочих дней в году (по трудовому законодательству) в командировках водолазная группа проводит 130-150 дней. План работ обычно формируется на год вперед, но погода, природные явления, а также человеческий фактор вносят свои коррективы. Сильное половодье, обмельчание рек, несанкционированное строительство в береговой зоне, скопление льдов сложно спрогнозировать даже за месяц вперед.
Медицинский допуск позволяет работать водолазам на глубине до 45 метров. Но на Северо-Западе подобных глубин мало, поэтому максимальная глубина, на которой доводилось работать водолазам, составляет 24 метра – это озеро Куйто (Республика Карелия). Свое мастерство водолазы-связисты оттачивают в специальной барокамере, где осуществляют так называемые «сухие спуски». Водяное давление здесь заменяется на воздушное, полностью имитируя подводную ситуацию. Это позволяет круглый год поддерживать «боевую» форму и навыки. Мало ли что…
А случаи, как показывает практика, бывают разные. Так, в начале лета 2016 года водолазы «Ростелекома» помогали в поиске пропавших детей на Сямозере. А как иначе. Связь подразумевает эмоции и чувства. Чувства сопричастности и сопереживания. Такая вот «непростая связь»...