Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия Интервью Арктический форум Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Культура | Главные новости
В Архангельске откроется выставка соцреализма «Город солнца»
03.09.18 12:58
4522 0
14 сентября в Музее изобразительных искусств открывается выставка «Город солнца» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В экспозицию включена 41 работа: живопись, скульптура, плакат.
 >
Фото помещено в архив издания
На выставке представлены передающие атмосферу советской жизни 1930 – 1940-х годов произведения живописи, графики, скульптуры. Часть из них в свое время была специально подготовлена для легендарной выставки «Индустрия социализма» (1939).
 
Организованная в 1940 году Дирекция художественных выставок и панорам должна была сохранить произведения этой выставки и других мегавыставок эпохи. В результате эта коллекция оказалась одним из самых интересных источников знаний об искусстве того периода.
 
1930 – 1940-е – это сложное и противоречивое время вошло не только в жизнь и плоть русского народа, но получило отражение и в творчестве большинства художников этого периода. В России после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года партия большевиков начала неуклонно направлять деятельность художников. Когда новаторские течения ХХ века – супрематизм, конструктивизм, кубо-футуризм – стали опасны для правящей идеологии, Сталин и партия провозгласили новый порядок вещей, который достаточно эффективно покончил с авангардом. С 1932 года и до его смерти, искусство находилось под влиянием культа личности и характеризовалось монументальным прославлением вождей и героизма трудящихся масс народа в стиле известном как соцреализм.


(картина А.М. Герасимова)

Превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу требовало от ее граждан крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Художники искренне хотели быть со своим народом, служить ему, быть понятыми народом. Их увлекал энтузиазм строительства нового социалистического мира, «ритм великих строек», романтизация повседневной жизни, они были людьми своего времени с заблуждениями, мечтами и иллюзиями, присущими любому времени. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. Этим запросам полностью отвечало искусство «социалистического реализма». Одной из целей искусства стало воспитание зрителя в духе идей социализма. «Социалистический реализм» не только насаждался сверху: он отвечал внутренней потребности большой части зрителей и немалого числа художников.
 

(картина А.М. Герасимова)

Тридцатые годы были временем, когда «социалистический реализм» переживал свой подлинный триумф. Яркое динамичное искусство несло мощный оптимистический заряд.
К концу 1950-х годов, несмотря на отдельные выдающиеся достижения, оно постепенно утеряло жизненную силу. Произведения «социалистического реализма», хотя и преобладали количественно, постепенно оттеснялись с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями.
 
Работы, представленные на выставке, привлекают высоким мастерством исполнения. Они являются ярким документом эпохи, в зримых образах отражающим важный период отечественной истории с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями.
 
Авторы работ – как широко известные живописцы, так и менее известные, но блестящие мастера своей эпохи. На выставке можно увидеть работы «официального живописца» А.М. Герасимова, любимого портретиста самого Сталина («Портрет И.В. Сталина», 1939). Многофигурная композиция Е.С. Зерновой «Колхозники приветствуют танкистов во время маневров» демонстрирует военную мощь молодого государства.
 
А Константин Дорохов изобразил трудовые будни в работе «На консервном заводе»: спелые сочные яблоки, ни капли нитратов, после обработки будут радовать ребятню всего Союза.


(картина К. Дорохова)

Трудно понять, что можно было в 1960-е годы найти крамольного в работе Б.И. Цветкова «Гидроавиация» (1933), воспевавшую советскую утопию «все выше и выше и выше».


(Б.И. Цветков "Гидроавиация")

Большинство картин датированы 1930-ми. Зритель понимает, что ждёт героев того времени, да и авторов работ. Война, невзгоды, потери...
 
Экспозиция дополнена агитационной тиражной графикой, созданной в предвоенное десятилетие и в начале Великой Отечественной войны, а также скульптурами «строителей нового мира».
 
Для посетителей выставка открыта с 15 сентября по 11 ноября 2018 года.
0 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Культура | Лента новостей