Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия Интервью Арктический форум Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Культура | Главные новости
«Шубы, шубки, казакины …». В архангельском музее расскажут историю вещи
30.10.19 14:18
1808 0
Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представит выставку «Шубы, шубки, казакины…» из собрания Российского этнографического музея Санкт-Петербурга.
 >
Верхняя одежда, как важный элемент комплекса традиционного костюма, является неотъемлемой частью культуры каждого этноса. Формы одежды, их конструктивное и декоративное решение зависели от климатических условий, от специфики занятий народа и сложившихся исторических условий. Традиционный костюм, в том числе и верхняя одежда, передавал не только особенности кроя, цвет, декор, но и нес определенную информацию о традициях своего народа.

Материалы, использовавшиеся для изготовления верхней одежды, были разнообразны, что обусловливалось природными особенностями той или иной местности. На территории России, где основным занятием было земледелие, верхнюю одежду изготавливали из растительных (лен, пенька, конопля, хлопок) и шерстяных (шерсть, сукно) материалов. Изделия из кожи и меха были распространены в тех районах, где издавна занимались скотоводством, лесной и морской охотой.

Одним из основных требований, предъявляемых к верхней одежде, было удобство, дававшее свободу движениям и обеспечивавшее достаточный воздухообмен, что достигалось простейшим кроем прямоугольных полотнищ. Чаще всего в верхней одежде встречаются прямой и трапециевидный силуэты, а также приталенный, обеспечивавший прилегание,  путем увеличения числа членений костюма.

Верхняя одежда в большинстве случаев не была перегружена декоративными элементами, но даже в будничном варианте использовалась отделка, располагавшаяся чаще всего вдоль горловины и по груди, обозначая, таким образом, композиционный центр изделия.Верхняя одежда, как важный элемент комплекса традиционного костюма, является неотъемлемой частью культуры каждого этноса. Формы одежды, их конструктивное и декоративное решение зависели от климатических условий, от специфики занятий народа и сложившихся исторических условий. Традиционный костюм, в том числе и верхняя одежда, передавал не только особенности кроя, цвет, декор, но и нес определенную информацию о традициях своего народа.

Материалы, использовавшиеся для изготовления верхней одежды, были разнообразны, что обусловливалось природными особенностями той или иной местности. На территории России, где основным занятием было земледелие, верхнюю одежду изготавливали из растительных (лен, пенька, конопля, хлопок) и шерстяных (шерсть, сукно) материалов. Изделия из кожи и меха были распространены в тех районах, где издавна занимались скотоводством, лесной и морской охотой.

Одним из основных требований, предъявляемых к верхней одежде, было удобство, дававшее свободу движениям и обеспечивавшее достаточный воздухообмен, что достигалось простейшим кроем прямоугольных полотнищ. Чаще всего в верхней одежде встречаются прямой и трапециевидный силуэты, а также приталенный, обеспечивавший прилегание,  путем увеличения числа членений костюма.

Верхняя одежда в большинстве случаев не была перегружена декоративными элементами, но даже в будничном варианте использовалась отделка, располагавшаяся чаще всего вдоль горловины и по груди, обозначая, таким образом, композиционный центр изделия.

Среди разнообразных типов верхней одежды русских, представленных на выставке, привлекает внимание салоп –  женская верхняя одежда, появившаяся в городах России в середине XIX в., которая походила на праздничные женские шубы, крытые дорогими покупными тканями. Его украшали большим отложным воротником и широкой шелковой лентой, завязывающейся на бант.

Праздничная мужская и женская одежда, характерная для районов Западной Украины и Балкан, представлена на выставке обильно декорированным сербским кафтаном, а также традиционной плечевой одеждой украинцев-лемков, которая до конца XX века продолжала оставаться обязательной принадлежностью свадебного костюма.

Верхняя одежда мужчин и женщин Северо-запада России была одинакова по покрою и разнообразна по материалу (полотно, сукно, покупные ткани, меха). Чаще всего носили распашные кафтаны до колен, из серого сукна, с длинными рукавами. Повсеместно были распространены «балафоны»  — верхняя распашная одежда туникообразного покроя из грубой ткани, которую надевали во время работы в лесу, на поле и на  рыбалку.

У части народов Поволжья и Приуралья мужская и женская одежда была практически одинаковой: летом носили кафтан из синего или небеленого холста; осенью — кафтан подлиннее из полушерстяной ткани; зимой — шубу из овчины. Другая часть населения Поволжья широко использовала одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы.

Основными  материалами для верхней одежды народов Сибири и Дальнего Востока служили шкуры промысловых животных: оленя, лося, нерпы, а  также овчина, шкурки птиц, рыб. Традиционный костюм каждого народа имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась не только в особенностях покроя,  выборе материала,  но и в декоре. 

Наиболее характерной одеждой мужского и женского населения Среднеазиатского региона являлись халаты, выполненные из шелковых и хлопчатобумажных тканей, а также замши, войлока и овчины.

Представленная на выставке уникальная верхняя одежда из собрания Российского Этнографического музея характеризует высочайшее мастерство народных мастеров России.

Для посетителей выставка открыта со 2 ноября 2019 по 13 февраля 2020 года в Усадебном доме Е.К. Плотниковой.
0 0
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Культура | Лента новостей