По мнению автора статьи, европейцы едут на Соловки узнать, как российская власть осмысливает прошлое. Гостей остров встречает заборами из гнутого профнастила и мусором от шашлычников. Люди живут в лагерных бараках 20-х годов, в таком же бараке находится главный местный ресторан. В самом кремле журналист увидел грязь и груды мусора. В постройки XVI—XVII вв. вставляют пластиковые окна, из проемов торчит строительная пена. Иконописная работа ниже всякой критики, чем выше ряд, тем неразборчивей лица пророков и праотцов, иконы выполнены как будто на мебельных щитах, составленных из ламелей, и теперь щиты рассыхаются. Все это накрыто непроницаемым куполом из дождя и церковной цензуры, - делает вывод сотрудник федерального СМИ. В завершение своего критического обзора автор рассуждает об отсутствии на Соловках общественных туалетов.
Глава Соловков Евгений Тютюков на следующий день в соцсети опубликовал свой ответ «Новой газете», который был написан в жанре фельетона от имени местных жителей. «Мы тут на Соловках живем, как в лагерях советского периода. Паспорта у всех отобрали и уехать не дают. Приходиться зарабатывать на туристах, чтобы хоть как-то себя прокормить. Бабки наши вынуждены торговать гнилыми помидорами и пережаренными семечками. В лучшем случае, ношеными шерстяными носками, - пишет Тютюков. - Все сараи у нас развалились, и дома тоже. Доски все гнилые, а новых не дают. Наши голодные и грязные дети болеют туберкулезом, а из развлечений – только ржавые кровати с пружинами». Заканчивает свой опус глава Соловков шуткой про то, что на архипелаге нет Интернета и электричества, а письма приходится отправлять голубиной почтой.
Дискуссию тут же подхватил блогер и соловецкий экскурсовод Олег Кодола. По его мнению, все написанное в «Новой газете» правда, за исключением шашлычек на побережье.