Новый траулер для Архангельской области: радость пополам с тревогой
06.12.18 19:14
3584
0
Новое судно для АТФ длиной 86 метров — гордость архангельских рыбаков. Но аукционные замыслы чиновников заставляют пересматривать все вложения в будущее: проекты в отрасли сворачиваются.
В Выборге 5 декабря спустили на воду «плавучий рыбозавод» — траулер «Баренцево море», который строится по заказу Архангельского тралового флота. По своему оснащению он не имеет аналогов. Судно ледового класса Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4 может ходить по любым морям, позволяет ловить почти все промысловые породы и тут же, без переправки на берег, производить готовую продукцию: филе, консервы, замороженную рыбу и даже рыбий жир.
«Баренцево море» — флагман в серии четырёх траулеров, которые строятся для АТФ. «Это самое современное судно на сегодняшний день, — утверждает руководитель проекта Андрей Ульянкин. — По автоматике, оборудованию, по условиям, к которым приспособлено судно, оно уникально». На церемонии спуска на воду присутствовал и губернатор Игорь Орлов, о борт разбита традиционная бутылка шампанского.
Брызги этого шампанского радовали архангельских рыбаков, но они по-прежнему не уверены, что радость будет долгой. Постройка судов ведётся в рамках инвестиционных квот, то есть квот на вылов, которые выделяются при вложениях в промысловый флот и береговые фабрики. Однако намерения Росрыболовства снова распределять половину квот на аукционах могут выбить палубу из-под ног — где искать финансирование новых проектов, если у предприятий исчезнут гарантии заработка? Выиграть аукцион у рыболовных «монстров» чрезвычайно сложно. Даже если местные компании соберут все деньги, чтобы победить, через год-два аукцион пройдёт снова: никаких денег не хватит.
«Все траулеры, которые мы заказали, конечно, достроим. Но вот будет ли продолжение?
— задаётся вопросом гендиректор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин.
— Когда ввели инвестиционные квоты, так называемые «квоты под киль», все поверили государству, с энтузиазмом начали закладывать новые суда, рыбозаводы. Но сейчас отрасль замерла, все в ожидании. Единственное, что происходит — сворачивание проектов.
Мы заморозили инвестиции в строительство нового рыбоперерабатывающего завода — это тоже последствия того, что в отрасль собираются вернуть аукционы, а значит, нестабильность».
О намерениях возврата к схеме начала 2000-х годов представитель Росрыболовства доложил в Госдуме, чем вызвал раздражённую реакцию даже видавших виды депутатов: закона об аукционах на квоты нет, законопроект даже не вносился в Думу, а чиновники уже посчитали фантастические доходы, которые якобы посыплются в бюджет.
Специалисты отрасли допускают, что один раз собрать такие суммы, может, и получится, но ценой вымирания множества малых и средних рыболовецких колхозов и предприятий, которые без квот просто не смогут содержать коллективы. Безусловно, смогут выжить гиганты вроде «Русской рыбопромышленной компании» Глеба Франка. Но разве монополизация очередной отрасли, спрашивают архангельские промысловики, отвечает интересам всего государства и тех деревень, где рыбакколхозы — едва ли не единственный работодатель?
В шторме этих опасений сильный траулер АТФ всё же выглядит знаком надежды.