Мероприятие состоялось благодаря усилиям компании «Триколор», которая известна многим россиянам как надежный проводник в мир спутникового ТВ, а ныне полноценный оператор цифровой среды, предоставляющий своим абонентам целый комплекс услуг и сервисов, включая телесмотрение.
В ходе двухдневного общения обсуждалась общая ситуация в отрасли, проблемы цифровизации ТВ, перспективы развития онлайн-телевидения и нелинейных сервисов.
Форум Триколора — это, пожалуй, единственное в России мероприятие подобного формата, на котором подробно освещаются тренды рынка телекоммуникаций. Сочи, горы, Триколор — данная приветственная фраза как нельзя лучше передает тот энергетический заряд, который получают все без исключения участники встречи в процессе интенсивного погружения в мир «цифры».
Отдельно стоит сказать о месте проведения форума. Панорамный отель в Красной Поляне на высоте почти километр над уровнем моря. Здесь понятие «облачные технологии» ощущаешь не столько разумом, сколько глазами. Высокие стандарты чувствуются буквально во всем: в профессионализме спикеров, организации работы и отдыха участников, даже в номерах… Система «умный дом» с пультом управления в виде крохотной керамической панели привела в восторг не только журналистов со всех уголков России, включая корреспондента News29, но и некоторых бывалых экспертов, представляющих весьма солидные организации и объединения.
В числе спикеров значились такие уважаемые в отрасли фигуры как директор департамента ТВ и контента «J'son & Partners Consulting» Дмитрий Колесов, глава Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, представители телеиндустрии, а также еще целый ряд экспертов и специалистов в сфере медиа и интернет-услуг, включая разработчиков самых передовых AR/VR технологий.
Свое видение будущего отрасли представили и топ-менеджеры «Триколора». Компания провела в прошлом году масштабный ребрендинг, избавившись от «ТВ» в названии. Новая стратегия digital lifestyle, о которой было заявлено в ходе конференции, предполагает выход за рамки монопродуктовой бизнес-модели и начало работы в новых сегментах рынка. Главным продуктом станут не пакеты, а комплекс цифровых услуг. Оператор создает единое цифровое пространство развлечений и сервисов для всей семьи, доступ к которому будет обеспечен с любого устройства.
«В какой-то момент мы поняли, что у нас есть преимущество, которое позволит сделать одно удобное окно доступа к сервисам, и решили объединить все имеющиеся у нас продукты и техразработки, чтобы сформировать единую экосистему Триколора, – рассказал Андрей Нестеров, заместитель гендиректора по стратегическому и операционному маркетингу «Триколор». – Этим преимуществом является большой экран телевизора, который по сути может стать самым масштабным доступом к экосистеме. При этом у нас 40 млн абонентов, которые тратят 4,5 часа в сутки на взаимодействие через удобный интерфейс».
Одним из главных переломных моментов в сфере видеопотребления, по общему мнению экспертов, стало главенство смартфона перед телевизором. Время, затрачиваемое на просмотр видеоконтента с мобильного устройства, по данным исследований, уже превысило аналогичное времяпровождение перед телеэкраном. Это означает, что у людей поменялось сознание и это глубинные изменения. Как повлияет данный факт на будущее большого экрана никто не знает, сходятся во мнении аналитики.
Тем не менее, в руководстве компании «Триколор» убеждены, что ценность большого экрана не снизится, разве что пользователю будет уже не важно, откуда контент. Причина проста: молодые люди, заведя семью и детей, начинают задумываться о создании очага, а его центром как раз является телевизор.
В нынешних условиях главная задача ведущих игроков рынка телекоммуникаций сводится не столько к наращиванию абонентской базы, сколько к удержанию клиентов, в один голос заявляют эксперты. И шансы «Триколора» в этом деле весьма высоки, учитывая почти 15-летний опыт работы и преимущества перед конкурентами.
Еще одним трендом, о котором было заявлено в ходе мероприятия, стала «географическая» трансформация телесмотрения. Что люди смотрят для маркетологов уже не столь важно, как где они это делают. Потребление видеоконтента сместилось в сторону онлайн-агрегаторов, сетевых платформ вещателей и операторов сотовой связи, а также интернет-порталов и соцсетей.
В этой связи особо печальным выглядит будущее региональных телеканалов, отмечают эксперты. Свою роль в этом деле отчасти сыграл и переход ТВ на «цифру», который завершился в нашей стране в этом году. Некоторые коллеги по цеху называют цифровизацию похоронами регионального вещания. Нас, как представителей СМИ из российской глубинки, данное обстоятельство не может не волновать. Местный телебизнес выживет только в богатых регионах и кабельных городских сетях на 21-й кнопке, считают аналитики. И то при условии поддержки со стороны государства или крупных коммерческих структур.
Из приятных новостей порадовали озвученные экспертами данные относительно ситуации с пиратским видео в Сети. Впервые за пять лет российский рынок интернет-пиратства показал падение, причем сразу почти на треть. Глава департамента защиты интеллектуальной собственности «Group-IB» Андрей Бусаргин уточнил, что мощный удар по нелегальной индустрии именно в 2019 году привел к беспрецедентному сокращению объемов рынка интернет-пиратства в стране. Причина — падение трех важнейших сетей по распространению, снабжавших контентом большую часть онлайн-кинотеатров России и СНГ, совершенствования законов и их реализации – судебной блокировки ресурсов. К тому же урон несут рекламные монетизации пиратских ресурсов. Немаловажную роль сыграл и антипиратский меморандум, действующий между ведущими правообладателями и интернет-поисковиками.
Поднимались в ходе конференции в Сочи и вопросы профессиональной «кухни». На примере успешных кейсов крупных национальных телевещателей, сотрудничающих с компанией «Триколор», были продемонстрированы примеры эффективного взаимодействия производителей и распространителей видеоконтента с целью привлечения и удержания аудитории.
Несколько слов в заключение стоит сказать и о банальной гастрономической кухне. В ходе приветственной вечеринки шеф-повар телеканал «Еда» Максим Творогов в содружестве с пивоварами научил гостей готовить с огоньком, творя кулинарные изыски буквально из того, что было под рукой, наслаждаясь при этом и самим процессом, и полученным результатом.
Ну, что тут скажешь? Высший пилотаж, да и только! Как впрочем, и сама конференция «Телеком Интенсив», организованная настоящими профессионалами своего дела. Одним словом: Сочи, горы, высота…