Продажи новых машин в России – в крутом пике. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в июне спад достиг уже 17 с лишним процентов. Хуже в истории современного отечественного автопрома, конечно, было. Взять хотя бы 2009-й год, когда продажи рухнули вдвое (на 50%). Те темные времена помнят и петербургские автомобильные концерны, открывшие здесь свое производство как раз до кризиса. Как показывают текущие результаты, из боя они вышли закаленными.
Стратегия «эконом» провалилась
Например, «Тойота» открыла свой завод в 2007 году, то есть за пару лет до тотального коллапса на рынке. Сейчас, несмотря на кризис и геополитические проблемы, компания сумела сохранить такие же объемы производства, как и в прошлом году. В течение шести месяцев нынешнего года на российском заводе было выпущено чуть более
19 000 машин «Тойота Камри». А продажи – еще и выросли на 10 процентов. Аналогичная ситуация – у другого производителя из страны восходящего солнца, открывшего завод в Петербурге. Продажи «Ниссан» сейчас также в ощутимом плюсе.
Одна из причин успеха – правильная маркетинговая стратегия. Японцы выпускают модели высокого класса, которые славятся высоким качеством за умеренную цену. Состоятельные люди меньше пострадали от стагнации в экономике, как покупали машины – так и покупают. В то время как традиционные «бюджетные» марки пострадали больше. По мнению экспертов, это может быть связано еще и с тем, что такие производители завышали цены, сохраняя за маркой имидж «эконом-класса». Так, продажи Ford упали на 23%, Chevroletна 15%, Hyundai на 8%, Opel упал на 20% –
это данные по Петербургу. Красноречивый итог: 600 работников завода Ford в апреле уволены по соглашению сторон. Фактически предприятие покинула целая рабочая смена.
Чужого не надо
Аналитики солидарны в том, что максимальная локализация производства – сейчас главное условие выживания петербургского автокластера. На днях правительство страны
запретило закупать для государственных нужд автомобили, произведенные за рубежом. Чиновники смогут ездить только на тех машинах, которые собраны в России. Именно поэтому так суетится сейчас Daimler – вопреки всем геополитическим рискам, наплевав на российскую коррупцию,
немцы надеются наладить в стране производство Mercedes. Оно и понятно: BMWи Audi в стране уже собирают – в Калуге и Калининграде соответственно. А в Петербурге работает конвейер Toyota – еще одной марки, крайне популярной у российских чиновников (особенно у петербургских).
То есть отверточная сборка в принципе налажена, но этого уже мало. Вопрос стоит теперь так: удастся ли производителям соответствовать требованию по локализации? В «Тойота» уже делают первые шаги. В ближайшее время на заводе в Шушарах в Петербурге
начнут штамповать кузова и пластиковые детали для Toyota Camry. Следующий шаг – начало сборки внедорожника Toyota Rav4. Конвейер должен заработать примерно через два года.
Барьеры снимут – мало не покажется
Впрочем, постановление об ограничении госзакупок – это еще «цветочки». Куда интереснее то, что
к 2018 году Россия должна полностью отменить пошлины на ввоз иномарок и снять льготы на ввоз автокомплектующих. Фактически, это значит одно: если не инвестировать в развитие автокластера здесь, дешевле будет производить за границей. Японцы деньги терять не привыкли, и выбрали путь дальнейших инвестиций. Это значит – себестоимость производства должна снизиться, мощности – существенно вырасти. Конечная цена для потребителя тоже снизится. Иначе – никак, таковы условия рынка.
Впрочем, в будущем это может сыграть злую штуку и со старушкой Европой. Ведь завезти в ту же Финляндию автомобили Toyota гораздо проще и дешевле будет из Петербурга, нежели чем из Франции, Италии, Швеции или далекой Японии.