Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Интервью | Главные новости

Курсом Путина: Освоение Арктики как стратегический приоритет столицы Поморья

31.07.12 08:04
4887 0
 >
Фото помещено в архив издания
В новых условиях активного освоения месторождений нефти и природного газа в районе Белого и Баренцева морей роль Архангельского морского порта резко возрастает. Поэтому в стратегии развития Архангельска особое внимание уделяется перспективной реконструкции порта, превращению города в опорный центр России в Арктике. Об этом в своем интервью, на сайте мэрии города, рассказал мэр столицы Поморья Виктор Павленко.

- Виктор Николаевич, каково на ваш взгляд значение Архангельского порта в современных условиях, когда Россия активно начинает реализацию проектов по возвращению в Арктику?

- Архангельск не просто является исторически первым морским портом России, но и остается крупнейшим транспортным узлом в Российской Арктике. Это имеет особое значение в свете инициатив президента Владимира Владимировича Путина по возвращению России в стратегически важный, богатый углеводородным сырьем Арктический регион.

Архангельский порт сегодня – крупнейший на Русском Севере. Протяженность причальной линии в районе порта Экономия превышает 3,4 км. Порт может принимать суда длиной до 190 м с осадкой до 9,5 м водоизмещением до 30 тысяч тонн. Архангельск располагает единственным контейнерным терминалом на Севере России. Он был построен в начале 1970-х годов и ориентирован на обслуживание трассы Северного морского пути. Навигация в Карском море и в восточном секторе Арктики до Тикси и Певека начинается в середине июня и продолжается до ноября пока позволяет ледовая обстановка. Сейчас через Архангельский порт активно поставляются грузы для освоения углеводородных месторождений на полуострове Ямал.

В частности трубы для прокладки нефти - и газопроводов. Специфика их использования в Арктике требует бетонирования. Для этого на территории порта Экономия построен завод по обетонированию труб. Через Архангельск в центральные районы страны поставляется продукция Норильского промышленного района, в частности листовой никель и медь. У порта есть большой резерв для наращивания мощностей. Сейчас они используются только на треть. Но у нас сохранены кадры и технологическое оборудование и город заинтересован в увеличении грузооборота через Архангельск.

- В связи с этим, какова роль Архангельска в возрождении Северного Морского пути?

- По сути, Северный морской путь это национальная транспортная магистраль России – единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по нашим территориальным водам. Поэтому возрождение российской северной транспортной системы отвечает интересам не только Архангельской области, но и других приполярных регионов страны. До 90% запасов углеводородного сырья расположено на шельфе арктических морей и без Северного морского пути их освоение невозможно. Кроме того, эта трасса в три раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Северный морской путь испокон веков начинался здесь, в Архангельске и сегодня мы сохранили опытные кадры, у нас базируется ледокольный и гидрографический флот, создание Северного федерального университета также ориентировано на освоение Арктики. Немаловажным плюсом Архангельска является размещение в нашем городе Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которое располагает гидрографическим флотом, обеспечивает навигацию на Севморпути до Певека. Мы рассчитываем, что столицей Северного морского пути станет Архангельск и рассчитываем в этом на поддержку Президента Владимира Владимировича Путина.

- Тема освоения углеводородов на шельфе арктических морей является сегодня очень актуальной.

- Действительно по оценке запасы только Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря составляют 3 трлн 700 млрд кубометров газа и более 31 млн тонн газового конденсата. Стоимость разработки Штокмана оценивают 20 млрд. долларов. Это те инвестиции, которые будут вложены в том числе и в наш регион. Основные грузы для освоения Штокмановского месторождения могут поставляться через Архангельск. У нас, в отличие от Мурманска, более развития транспортная система, которая может обеспечить основные поставки оборудования на Штокман, в том числе из Европы, поскольку Мурманская железная дорога не рассчитана на требующийся объем материалов и оборудования. Кроме того, Архангельск рассматривается как важная индустриальная база для программы освоения Русского Севера. Многие компоненты по созданию инфраструктуры могут быть реализованы в Архангельске и благополучно поставлены на Штокман.

Например, проект строительства трубопровода от Штокмановского месторождения до берега длиной 600 км потребует усилий не только основных компаний - исполнителей проекта, но и множества субподрядчиков. В частности нужен завод по производству труб, где будет работать около 500 человек. Понадобятся услуги по хранению труб, по их погрузке, перевозке, нужны суда для укладки труб под водой, расходные материалы для строительства трубопровода и для работы самого месторождения. Это топливо, вода, газ и другие расходные материалы для сварки, материалы для покрытия, бетон, анкеры. Появится потребность в специализированном флоте: анкерные суда, буксиры, суда поддержки, геодезические суда, плавучие баржи - все они, и не только перечисленные, будут работать в рамках Штокмановского проекта.

Также для обслуживания большого количества специалистов нужны самолеты, гостиницы, питание, такси. Все эти потребности открывают, широкие перспективы для экономического развития региона и его столицы - Архангельска.

- В концепцию развития Арктики вписывается и проект железнодорожной магистрали «Белкомур».

- Проект «Белкомур» является важнейшим элементом новой транспортной системы России и вписывается в один из важнейших проектов «Урал промышленный – Урал полярный». Железная дорога, которая свяжет Архангельск с Уралом обеспечит кратчайший путь для поставок на экспорт калийных удобрений из Соликамска. Общий объем проектов связанных с Белкомуром оценивается в 500 млрд. рублей. Мы рассчитываем, что строительство Белкомура, вошедшего в Транспортную стратегию России будет ускорено, и возможна его реализация в формате государственно-частного партнерства. Комплексное воплощение в жизнь трех проектов – Северного морского пути, Белкомура и глубоководного порта в Архангельске изменит транспортную схему страны, позволит освоить потенциал многих территорий. Например, 2/3 лесов Архангельской области сейчас недоступны. Введение в строй Белкомура приведет к увеличению расчетной лесосеки на 14 млн. кубометров.

- Несомненно, что реализация столь масштабных проектов требует инвестиций, в том числе и зарубежных. Что необходимо сделать, чтобы Архангельск был привлекателен для серьезных иностранных компаний?

- Есть федеральные законы о морских портах и о создании в России портовых особых экономических зон. Такие зоны могут быть созданы на территории морских, речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов. Создание подобной зоны в Архангельске позволит развивать на территории порта государственно-частное сотрудничество, обеспечить в нем режим наибольшего благоприятствования. Российская экономика пока ориентирована на экспорт. Площадь должна составлять не менее чем 50 квадратных километров. Срок функционирования - до 49 лет. Законом устанавливается также объем капитальных вложений: не менее 100 миллионов евро при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта, не менее 50 миллионов евро - при строительстве объектов инфраструктуры нового речного порта, не менее 3 миллионов евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта.

Реализация таких масштабных проектов требует концентрации инвестиций и повышения отдачи вложенных средств, при реальном улучшении качества жизни северян. Одним из путей решения этой задачи может стать создание на базе Архангельска, и расположенных рядом Северодвинска, Новодвинска и прилегающих территорий Приморского района агломерации. Слияние трех крупных городов области уже де-факто происходит, о чем свидетельствует объединение людских, финансовых ресурсов и производственных мощностей. Агломерация может стать пилотным федеральным проектом по реорганизации местного самоуправления, направленным на сосредоточение и эффективное использование материальных ресурсов и человеческого потенциала для реализации стратегических задач модернизации нашей страны, поставленных президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

- На ваш взгляд Архангельск готов к реализации стратегического проекта по возвращению России в Арктику?

- О стратегической важности новых логистических схем в Арктике свидетельствует рост перевозок нефти, благодаря чему уже в ближайшие годы Северный морской путь станет продолжением европейского Северного морского коридора. Это даст возможность инвестировать средства в развитие морских портов и терминалов, которые находятся на путях транспортировки углеводородного сырья Арктики. Однако полноценное развитие транспортной логистики на Севере России и инвестирование в морские проекты пока еще сдерживается устаревшими стереотипами об отсутствии в Арктике нормальных условий для морских грузоперевозок.

Одним из ложных представлений является мнение о том, что для этого не подходит Белое море, которое замерзает зимой. Однако этот стереотип не выдерживает критики, ведь понятие «замерзающий» порт не актуально при наличии ледокольного флота. Специалисты знают, что ледовая обстановка в Белом море ничуть не хуже, чем в Финском заливе который переполнен судами и задыхается от беспрерывного морского транспортного потока. Транспортные пробки на железных дорогах и в портах становятся уже привычным явлением не только в Питере, но и в Мурманске. Одним из плюсов столицы Поморья как свободной портовой экономической зоны является существенное увеличение потока грузов после реализации проекта «Белкомур» - железной дороги, которая свяжет Архангельск с Уралом и Cибирью. Поэтому нашему городу, чьи портовые мощности уже достигают более 4,5 миллионов тонн в год эксперты сулят большое будущее. И самое главное, что «транспортный перегрев» Архангельску еще долго не грозит.

Еще более широкие перспективы открывает дальнейшее развитие портовой инфраструктуры и строительстве глубоководного Мудьюгского терминала. А что касается конкуренции, то рамках единого логистического пространства порты Архангельск, Мурманск и Киркенес – это не соперники, а партнеры, составные элементы единой транспортной системы Баренц-региона.

Исторически развитие Архангельска получало мощный импульс, когда город был нужен стране для выполнения стратегических задач. Сегодня наш город снова востребован государством как столица Арктики, как центр освоения шельфа, как столица Северного морского пути. Поэтому для Архангельска актуальной остается тема модернизации морского порта и строительства его глубоководного района, развитие сопутствующих перерабатывающих производств, прокладка железнодорожной магистрали Белкомур. Для города это новые рабочие места, пополнение муниципального бюджета, а, следовательно, реальный рост благосостояния жителей. Именно это и является нашей главной целью. 
Автор: arhgor
4887 0
0 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Интервью | Новости раздела