Первый телевизионщик Архангельска в интервью news29 рассказал об информационном пространстве области.
«Патриарх Архангельского телевидения» - это звание наиболее полно характеризует создателя многих телевизионных передач, корреспондента программы «Вести России», ведущего корреспондента «Панорамы Севера», человека, работающего на телевидении третий десяток лет, ныне директора ООО «Архангельский дом журналиста» - Владимира Яковливича Лойтера.
Какая телекомпания в Архангельске наиболее полно освещает события, происходящие в городе?
Я считаю, что «Поморье» хорошо выполняет те задачи, которые ставятся перед ним. Это государственный канал, предназначенный только для информационного вещания, этих четырех или пяти выпусков в день, которые они и делают. И те события, которые происходят в городе, освещают с точки зрения государственного мышления.
Информационный рынок в Архангельской области достаточно простой и в то же время очень сложный. В области должен был сформироваться свой областной канал, но из-за распрей, которые произошли между участниками этого проекта, он не сложился. Депутаты Областного собрания не выделили средства на содержания этого канала. Была допущена колоссальная ошибка.
Архангельск, такой прекрасный город, к сожалению, одна из наиболее глубоких дыр в информационном пространстве. Если вы приедете в Вологду, Мурманск или даже в Череповец, то там по 3-4 вещательных кампании. Это, как правило, тематические программы (хотя есть и информационные) самого разного жанра, это ток-шоу сегодня любимые, это краеведческие программы, это культура
А как вы считаете, в Архангельске может быть в ближайшее время что-то кроме информационного телевидения?
Да, но во-первых, должно быть желание. А самое главное – это материальные средства. Если бы взялось за это какое-то сообщество, представители малого, среднего или крупного бизнеса. Есть два комбината АЦБК и Соломбальский ЦБК, но им это «нафиг не надо». В Новодвинске - свое «НордТВ», у соломбальцев - «АТК». Они не нуждаются во внутренней рекламе, так как реализация продуктов прописана «на сто лет вперед». Не нуждаются в политической или в экономической защите. Остается хобби. Вот любил бы Крупчак кино, он бы вкладывал свои средства в кинопроизводство. А Львов бы, скажем, любил молодежные ток-шоу. Тогда бы начали создавать студии. Если будет заказ, тогда соответственно пойдет его реализация.
К моему удивлению, Архангельск оказался в тупике. Продвинутый абсолютно город на протяжении всей его истории, со дня основания - один из самых развитых в России городов. И в 21-ом веке он оказался в таком вакууме. Потому что у нас не развита инфраструктура, особенно в области связи. Это очень печалит. Может быть, для деловых людей область не представляет никакого интереса. Северодвинск и Плесецк – федеральные объекты. Что остается? Лес? Порт, который не приносит уже огромных средств? Поэтому интерес у делового мира, как нашего, так и западного практически равен нулю.
Долгое время на «Поморье» существовал «Молодежный канал». Возможно ли реанимировать этот проект?
Единственное, чего сейчас добились депутаты во главе с Сашей Дятловым - на молодежную политику выделено достаточно приличные средства. Порядка двух миллионов рублей. Разговор о создании молодежной программы, не только в умах, он уже и на бумаге. Кто будет её осуществлять – конкурс покажет. Во всяком случае, Комитет по делам молодежи такой социальный заказ сделал.
На нашем телевидении много «желтизны»?
Много или нет, я не знаю. Азовский делал «желтизну», когда у него была своя ночная программа. Основы в свое время заложил Сережа Доренко и Саша Невзоров («60 секунд»). Илья это представитель этого течения. Я к нему очень хорошо отношусь. Абсолютно профессиональный человек, но так «повернуты мозги». Любой заказной материал – это «палка о двух концах». Тебе платят деньги, и ты их отрабатываешь. Желтая пресса – это заказ и безнаказанность. Журналиста нельзя не убивать, не сажать в тюрьму. Как говорят товарищи бандиты – это западло. Нельзя убивать адвокатов, не говоря уже о врачах и учителях.
Ну а если говорить в целом о желтой прессе, то недовольство ей со стороны известных лиц зачастую неоправданно. Человек, позиционирующий себя публичным должен «поднимать руки вверх», хотя бы потому, что эта реклама выгодна и ему. Любой интерес, даже к тому с кем он спит или не спит, повышает его рейтинг. 90% таких желтых материалов заказываются героями этих желтых материалов.
Гламурные журналы - это тоже разновидность желтой прессы. Представляете, сидит старушка в Пинежском районе, у нее ничего нет, а в журнале видит дворцы. Это тоже желтизна. Человек сам себя позиционирует, не задумываясь о других.
В популярности «желтой прессы» виновата аудитория, или журналисты?
Конечно это заказ. У меня так складывалась судьба, что я работал с первыми лицами страны, ведущими актерами. Можно рассказать так, что я с ними водку пил и в бане мылся. А можно рассказать, насколько это умные и толковые люди. Те, кто действительно являются элитой нашей страны. Предположим, мне закажут, расскажи, как ты работал с этим человеком. Я откажусь. А другой человек скажет: «ну хорошие бабки платят, почему бы и нет». Но журналистика и тогда была и сейчас остается исповедальной профессией.
Есть чему у желтой прессы поучиться?
Да, конечно. Во-первых, они достаточно хорошо владеют современным словом. Они отлично компонуют материал. Если мы говорим о телевидении, то они четко чувствуют кадр. При монтаже делаются удивительные вещи. В печатных СМИ выбирается интересная форма интервью. Они умеют зацепить человека. Другое, зачем это делать. Если сравнить ребят, которые работают в желтой прессе, и в официальной, то вы сразу увидите разницу. Степень раскрепощенности, степень самовыражения совершенно разная. В официальных СМИ журналиста очень редко видно, зато он показывает глубину знания предмета, о котором говорит. В желтой прессе поверхностное видение. Прискакал, пять вопросов задал, человека зажег. Задача - вывести его из себя.
Но, к сожалению, в репортерской профессии информационный поток требует оперативности. Вы должны съездить на съемку, привезти материал и за два часа отписаться, смонтировать. Поэтому на телевидении может быть недопонимание, незнание человека, его профессии.
Кого бы из журналистов наших и федеральных СМИ вы бы выделили?
Я вообще приверженец старой школы. Я считаю, что Доренко, Невзоров – журналисты №1 . В репортерском деле профессионалы Киселев, Леня Парфенов. У нас - Илюша Азовский, он показал себя, вот если бы он не дурил – его смело можно было бы ставить в пример. Сегодня команда на «Поморье», которая выходит в эфир с аналитическими программами…трудно сказать. А из печатных СМИ я читаю «Новую газету». Я считаю, что если говорить о журналистике как таковой, со всеми её русскими и советскими традициями (в хорошем понимании слова), это издание - лучшее что у нас есть. И коллектив, который там собран (да, там есть мои приятели, но не в этом дело) – талантливые люди. Это серьезная газета с четкой позицией.
Какой режим работы на вашей студии?