Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Культура | Главные новости

Глеб Володин о пьесах «Архдрамы»: «Между сценой и залом всегда есть ощутимая связь»

01.03.19 09:49
1358 0
В Архангельском театре драмы идёт работа над созданием спектакля по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Режиссёр постановки Глеб Володин воспользовался возможностью стать активным зрителем «Архдрамы».
 >
Такая возможность помогает оценить навыки артистов, их взаимодействие на сцене, что помогает в работе с актерами над премьерой. Итак, взгляд со стороны на спектакли Архангельского драматического…

- Я несколько сумбурно выскажу свои впечатления. И сразу за это прошу прощения. Я не критик. В театре можно выделить как минимум четыре абсолютно разные профессии: драматург, режиссер, актер и критик. И каждый должен заниматься своим делом. И вообще, критику, такой, наверное, какой она должна быть, я видел всего два раза в своей жизни. И всегда это был разговор не о постановке, а о том пути, которым идет режиссер спектакля, что его на этом пути ждет, и к чему это всё может привести. То есть говорилось о неком процессе. Ведь театр — это искусство процесса. Все про это говорят, но почему-то всегда оценивают результат, а не процесс. Я так конструктивно оценивать чужие спектакли пока не умею. А раз не умею — и не берусь за это. Я лишь расскажу о каких-то своих впечатлениях. Кстати, на работу в журнал в отдел критики из «Братьев Карамазовых» Достоевский определил чёрта. Мне кажется, это очень точное назначение. Вообще, зачастую вижу, когда человек начинает что-то критиковать, так сразу из него начинают «бесы вылезать».

В свободное от репетиций время я с удовольствием хожу и смотрю спектакли из репертуара «Архдрамы». Разумеется, что-то мне в них нравится, что-то не нравится – и это субъективно. Потому что у любого режиссёра, художника есть свой путь, который может не совпадать с моим, что вполне естественно. Я, например, сейчас стараюсь больше внимания уделять содержанию текста: как оно развивается в артистах, в постановке. Может, не всё и не всегда получается, но я стараюсь идти именно этим путём. Где-то я вижу, что режиссёр и актёры занимаются формой. И я знаю, что это тоже сложный труд. И с уважением отношусь к таким работам. Но сам я немножко отстраняюсь тогда, - просто потому, что для меня сейчас важнее другое - содержание, а не форма. Может быть, когда-нибудь уделю и форме больше внимания. Но у меня алгоритм развития именно такой.

Я видел несколько спектаклей в Архангельском театре драмы. Например, «Грозу» Андрея Николаевича Тимошенко. Кстати, это была первая «Гроза» в моей жизни. Прекрасная постановка, отлично сыгранные роли замечательными архангельскими актёрами. Но в какой-то момент вдруг чувствую, что в меня попадают только парные сцены. Начинаю анализировать, думать, что же здесь не так, и понимаю, что, здесь-то всё в порядке! Это, значит, у меня на репетициях «Трёх сестёр» есть такая проблема, и мне нужно обратить внимание на свои многофигурные композиции, что это мне надо проверить, так ли в нашем будущем спектакле всё хорошо? Имеют ли сцены с задействованием от трёх человек достаточную смысловую нагруженность, попадут ли они в зрителя?

В «Грозе» мне многое, что понравилось. Но первое, что приходит на ум, когда начинаю вспоминать спектакль - это диалог непутёвого муженька Тиши со своей женой, когда он говорит ей, что хочет сбежать от маменьки. Сильно тронула меня слёзная мольба Катерины о том, чтобы муж остался, сберёг её от беды или взял с неё самую страшную клятву, через которую бы она не смогла переступить. Очень понравилась артистка, которая исполняет главную роль (Нина Няникова). Мне кажется, у неё большой потенциал, который нужно раскрывать, работать с ним. Она держит внимание, с обменом энергии у неё всё в порядке. Её партнёр по сцене Михаил Кузьмин замечателен везде. Я видел его в нескольких работах. И даже несмотря на это, мне думается, что у Миши «топовые» роли ещё впереди, - у этого артиста определённо большее будущее в театре. Мне кажется, что он ещё развернётся во всей палитре, покажет, на что способен. Интересно, какой, например, глубокий из него мог бы получиться Раскольников в «Преступлении и наказании»?

Дмитрий Беляков хорош всегда, во всех своих ролях. У него очень высокая актёрская культура. И человеческая. Он всегда занят делом. И это подкупает. У Димы тонкий камертон внутри, помогающий ему правильно слышать текст и то, как этот текст связан с ним, с ситуацией. Самое главное у артиста – не интеллект, не «физика», не эрудированность, а его «чувствилище». С ним у Димы всё в порядке точно. И он умеет правильно использовать свой внутренний слух. Думаю, что и он ещё больше раскроется с течением времени. Я его видел в разных спектаклях – в «Загадочном ночном убийстве собаки», в «Мороженых песнях». И на репетициях с ним регулярно встречаюсь. Могу высказать в его адрес только добрые, хорошие слова благодарности за работу, за процесс.

Так вышло, что у спектакля «Загадочное ночное убийство собаки» я посмотрел только второй акт. Какой там шикарный финал с протягиванием руки! Когда один артист протягивают свою руку другому, тот третьему, а он уже в свою очередь протягивает руку зрителю, тот следующему зрителю, - и так до тех пор, пока все вместе - и артисты, и зрители, - не возьмутся за руки, пока не станут одним целым. Это то самое настоящее, мимо которого не пройдёшь. Точно чувствуешь, что действие происходит здесь и сейчас, на наших глазах. И будет происходить из спектакля в спектакль. Я ценю такие «взаправдашние» моменты. И ведь такой образный жест взят не с потолка, а прямо из истории, из текста. Сильно.

Такой момент правдивый я помню и в «Царе Эдипе»: финальный монолог Александра Дубинина («Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю…»). Как будто про себя говорит. Очень честно, «настояще».

И в «Ревизоре» - отмечаю в самом конце, когда режиссер спектакля Андрей Николаевич от имени ревизора обращается к героям с предупреждением о своём приезде — приезде настоящего ревизора, призывает всех к себе. Он обращается как бы от имени ревизора, но и от своего имени — как режиссер. И понимаешь, что после спектакля будет «разбор полетов» с артистами, где он выскажет какие-то замечания, кого-то похвалит. Здесь виден стык реальности и игры - где то, что происходит – амбивалентно.

«Сказка о царе Салтане» понравилась! У Алексея Ермилышева видел уже несколько спектаклей. И мне думается, что я бы уже смог угадать почерк этого режиссёра, если б не знал, что постановка его. Со вкусом решена и сценография, и работа со стихотворным текстом.

«Две дамочки в сторону Севера» - прекрасная работа у всех артистов: и у девушек, и у ребят – Александра Зимина и Павла Каныгина. Последние, например, ни слова не говорят в постановке, но весь спектакль существуют, и как насыщенно, с какой энергией!

«Миленький ты мой» - отметил бы работу режиссёра с Александром Дубининым. Андрей Николаевич Тимошенко отлично умеет устанавливать контакт со зрителем. Он всегда в своих работах делает это точно. Между сценой и залом всегда есть ощутимая связь. И это невероятно важно, ибо без такого контакта никакой спектакль не имел бы смысла. В «Ревизоре», например, первые такты игры начинаются с оркестра чиновников. Их мини-концерт в самом начале вызывает бурю зрительских аплодисментов, и устанавливает связь между артистами и зрителями.

В действительности впечатлений гораздо больше, чем позволяет формат. Например,  постановка Анастаса Кичика «Конек-горбунок» невероятно замечательная. А какие-то работы еще не видел, но очень хотелось бы.

Почему так много говорю об артистах – потому что считаю, что если артист органичен в спектакле, то без заслуги режиссёра здесь обойтись не могло. Значит, сделано всё правильно, - именно через артиста, который живёт, страдает, радуется и так далее.

Надеюсь, что просмотром спектаклей в вашем театре не ограничусь, а вынесу что-то полезное и для себя, смотря на режиссёрские и актёрские работы со стороны. И что смогу это использовать в своих репетициях.
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Культура | Новости раздела