В Музее изобразительных искусств в Архангельске состоится открытие выставки Барбары Клемм «Свет и Тень. Фотографии из Германии», организованной Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске.
Выставка организована в рамках Года Германии в России 2012/13. Откроет её 6 апреля куратор, представитель Института связей с зарубежными странами ifa Андреас Рост (Германия).
Барбара Клемм – один из самых известных фоторепортеров Германии, автор легендарного снимка «Братский поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера». В её работах отразилась история страны с начала 1960-х и до наших дней. Она обладает ценным для репортера даром оказываться в нужное время в нужном месте и умеет выхватить кадр, который потом становится символом целой эпохи.
Большая часть представленных на выставке работ была сделана для газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», с которой Клемм сотрудничает уже много лет. Ценность этих фотографий составляют не только их несомненные художественные достоинства, но и историческая значимость: Барбара Клемм отразила в своих снимках историю Германии с начала 1960-х годов до наших дней. В годы холодной войны она была одним из немногих журналистов Западной Германии, которым было позволено работать в ГДР. Сейчас эти снимки уже не воспринимаются как репортажи из двух параллельных миров: скорее это фотолетопись истории единой страны, разделенной Стеной. Портрет канцлера ФРГ Вилли Брандта соседствует с портретом председателя Госсовета ГДР Эриха Хонеккера, а репортаж о визите американской коммунистки Анжелы Дэвис на Фестиваль молодежи и студентов — с фотографией Энди Уорхола во Франкфурте.
Самый большой раздел выставки посвящен объединению Германии и падению Берлинской стены — ключевому событию новейшей европейской истории. Клемм зафиксировала его в десятках черно-белых фотографий: она снимала ликующие толпы по обе стороны границы, первые переходы по пограничным коридорам, открытие Бранденбургских ворот и растаскивание Стены на мемориальные плиты.
Однако предметом интереса фотографа далеко не всегда становилась политика: Клемм — создательница впечатляющей галереи бытовых зарисовок, индустриальных пейзажей и портретов общественных и культурных деятелей со всего мира (Альфреда Хичкока, Клаудии Шиффер, Генриха Белля, Райнера Вернера Фассбиндера и др.). Одна из ее первых редакционных съемок была посвящена гастарбайтерам — тогда еще совсем новому явлению для Западной Германии, а в 1970-е годы она снимала митинги и демонстрации.
Барбара Клемм не признает цифровые камеры и до сих пор снимает на пленку. Также на ее фотовыставках невозможно увидеть цветные фотографии: все ее снимки — черно-белые.
«Текст на полосе — темно-серый, фотографии — черно-белые. Таким образом, материал и картинка находятся на равных, — говорит она. — В цветном изображении фото слишком выделяется, а текст на его фоне и вовсе теряется. На мой взгляд, это уже не может называться газетой».
Справка:
Барбара Клемм родилась 27 декабря 1939 года в Мюнстере (Вестфалия), выросла в Карлсруэ. В 1956–1958 годах училась в портретной мастерской в Карлсруэ. В 1959 году начала работать в редакции газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» изготовителем клише и лаборантом и параллельно — свободным фотожурналистом.
С 1970 по 2004 годы была редакционным фотографом литературного отдела и отдела политики во «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». С 1992 года является членом Академии искусств Берлин-Бранденбург (отдел кино и медийного искусства).
С 2000 года — профессор фотографии в Высшей школе прикладных наук в городе Дармштадт. В настоящее время Барбара Клемм живет и работает во Франкфурте-на-Майне. С 1969 года состоялось более 20 персональных выставок фотографа по всему миру.