29 сентября 1939 года буксир «Ижорец-30» был мобилизован, после переоборудования в тральщик включен в состав Балтийского флота как ТЩ №30. 29 ноября 1939 года прибыл в Шлиссельбург и включен в состав Ладожской военной флотилии. Участвовал в советско-финской войне. 8 декабря 1939 года во время стоянки у Саунасаари попал под огонь финской артиллерии, при выходе из гавани коснулся камней и получил пробоину. Для предотвращения затопления выбросился на отмель, с которой снят 5 июня 1940 года. Был разоружен и возвращен в Беломорско-Онежское пароходство. 2 июля 1941 года вновь мобилизован и на заводе «Юный водник» переоборудован в тральщик. Включен в состав 12-го дивизиона тральщиков Краснознаменного Балтийского флота как ТЩ №129. С сентября 1941 года – в составе 6-го дивизиона как ТЩ №68. Участвовал в боевом тралении в Финском заливе. 20 ноября 1943 года на переходе из Ленинграда в Кронштадт подорвался на мине и затонул. Был поднят, отремонтирован и вновь включен в состав тральных сил флота. В 1946 году разоружен и возвращен в Беломорско-Онежское пароходство, с прежним названием «Ижорец-30».
В 1947 году приказом командующего Краснознаменного Балтийского флота на судне установлена мемориальная доска в память заслуг перед Родиной.
В середине 1950-х годов буксир переоборудовали, установив вместо паровой машины дизельный двигатель, изменился и внешний вид надстройки. Судно был переведено на Северную Двину и по сей день трудится на реках области в составе судов Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы Северного речного пароходства. Здесь его и нашли сотрудники научного отдела Северного морского музея.
В 2015 году в День Военно-Морского флота на борту «Энтузиаста», пришвартованного у Красной пристани, сотрудники Северного морского музея проведут экскурсии для всех желающих. В 15:00 на причале №111 на борту заслуженного судна состоится церемония открытия восстановленной мемориальной доски, в память о всех, кто защищал Родину в боях на море.
Справка:
Буксир типа «Ижорец» имел следующие характеристики: