Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

Путевые заметки горожанина в Устьянах: Бестужевские зарисовки

12.03.11 09:08
9180 0
 >
Фото помещено в архив издания

Не могу без предисловия...
Поскольку первая часть статьи о нашей «северной Швейцарии» - Устьянском районе - была принята большинством комментаторов, сказали «пиши еще» совершенно русским языком - то выкладываю вторую часть с моей благодарностью читательской аудитории. Было очень приятно видеть, что уже почти тысяча обращений в течение суток к заметке, которая на самом деле в "ворде" занимает 7 страниц. Считается, что современная новость обречена, если она занимает больше страницы. И потому отдельное спасибо тем, кто разубеждает меня в том, что аудитория Интернета "ниасиливает многа букаф". Это продолжение столь же длинное, новостью не является, про совершенно «нераскрученные» места, где ни Интернета, ни сотовой связи, ни супермаркетов, ни городской суеты. Но кому-то, вероятно, захочется, как и мне, поехать в этот дальний уголок области, в край удивительно добрых открытых людей, чтобы проникнуться совершенно особым духом этих мест.

Опоздал - но оно и к лучшему!..
Итак, придя на остановку в Лево-Плосском в обозначенное время, спустя минут сорок ожидания автобуса, я понял, что автобус прошел-таки раньше. «А это бывает, – заверили меня местные жители. – Лесовозы те не остановятся – им хозяевами запрещено. Попробуйте на попутке». На мое счастье на старой «семере»  едет пожилой мужчина Александр – с ним и еду в сторону Бестужево, где нужно попасть прямо в сельскую администрацию.

Бестужево – большое село на крутых берегах Устьи, имеет давнюю и довольно неясную историю возникновения. Не то беглые казаки Разина, не то Пугачева облюбовали эти холмы для своего жительства – чтобы сподручнее было убегать в леса, если власти вычислят их местонахождение. Говоря современным языком, «Бесстыжево» назвали бы такое поселение. Но судя по тому, что село стало огромным по сельским меркам, имело величественный белокаменный храм и привлекало богомольцев не просто с соседних волостей, а из уездов (районов) – дело совсем не в «лихих» разбойниках. Клянусь - добрее и открытее людей, чем здесь, мне еще видеть не приходилось. В двух словах – я заходил к доселе абсолютно незнакомым мне людям, меня непременно звали за стол с чаем (и даже с чем покрепче), и прощались мы уже если не друзьями, то уж, по крайней мере, добрыми знакомыми.

Реки и мосты

Здесь часто можно встретить ладные, прочные и красивые подвесные мосты. Где как, а в Бестужево мост строили севмашевцы, когда были шефами села. Так и вспомнилось: «смычка города и деревни!» А разве плохо было? Ужели городу  сегодня не нужна деревня?.. Я смотрю на себя в зеркало – полголовы седых волос. А ведь я представитель последнего курса, который ездил на картошку! И, кстати, сюда же, в Устьяны, в село Малодоры. Говорят, там восстановили храм, который в тот "картофельный" 92-й год стоял в руинах. Бог даст – приеду. А разве плохо было студентам на картошке? Мы что, плохо работали? – Нет. Всю ночь колобродили, гуливанили, под гитару орали – но на утро ни один в постели не оставался, по две нормы давали – как пить дать. А те, кто был со мной на картошке – выросли уж в доцентов с кандидатами, и никто им не скажет: «Товарищи ученые! Кончайте ваши опыты! Мы славно тут разместимся и скажете потом…» (В.С. Высоцкий)

Только вот картошки той уже нет. Где ни едешь – все зарастает. Красивым таким сосняком, который наберет свою спелость лет через 100, но больше – ольхой да ивой, да вездесущим уже борщевиком.

Удивительно, но предвидя мировую тенденцию к сокращению продовольственной базы, к истощению земель, у нас так – словно само собой – было псу под хвост пущено все сельское хозяйство. «Я раньше занимался лесом. Купи-продай, доска-вагонка, - рассказывает мне Сергей, предприниматель из Октябрьского. – И вот решил заняться сельским хозяйстовом, свиней откармливать. Трудно. По идее мне государство должно помогать, ну хотя бы чтобы я на ноги встал! Ну хотя бы не мешало бы! – Но ведь нет. сразу же налогами душат. Я должен в качестве налогов отдать государству даром 36 поросят, выкормленных – понимаешь? И теперь посуди – что выгоднее? Нет, вы дайте мне на три года налоговые льготы – я встану на ноги, потом сам платить буду!» Сергей, хоть и предприниматель, работодатель – сегодня на мели и вынужден занять у своего друга несколько тысяч. Нет, не евро. Рублей. Тяжело тому, кто производит.

«Лесники» - те, что пилят и вывозят северный лес, нынче взяли моду храмы строить. Круть несусветная. Дань уважения предкам? Желание оставить свой след на земле? Души чистые? Бабла чересчур много? Или это способ легитимизации своего по сути рваческого бизнеса? - По дороге едешь – думаешь, вот она, северная тайга! "ЩАЗ!" - разубеждают местные. Сто метров – и пустыри. Так погибает лес, который, конечно, восстановится – лет через 120. Но уже родники загублены. Симбиоз реки и леса нарушен, экосистема дала сбой. И реки мелеют год от года и меняют русло. Уже не верится, что по Устье ходили пароходы с баржами – свидетель тому на  бестужевском берегу огромное церковное хранилище – магазея. В нее с барж сотнями мешков затаривали зерно – нынче она как корабль в пустыне, кренящийся на бок и готовый рассыпаться.  

Ладно, отвлекся. Итак, Александр – так попросил называть себя мой избавитель от топтания 14 км по дороге пешком, подвозит меня к самому зданию администрации. В ней без труда нахожу рекомендованного мне Андрея МИРЗОЕВА, что руководит местным ЖКХ. Слово за слово, непременная чашка чаю с дороги, короткое знакомство с женщинами из МУП «Бестужевское». Андрей не сидит без дела никогда, вот и сегодня нужно ехать в соседнюю деревню Бережную, что за рекой: там замерзла колонка. Шутка ли, здесь стояли морозы под сорок – вот мороз и «ушел в землю», заморозив водопровод, что был смонтирован с нарушениями.

В Бережной живут супруги КОШЕЛЕВЫ, родители моего коллеги Алексея. Зайдя в продуктовый магазин, интересуюсь, где их дом. Дом оказывается буквально рядом и вскоре я жму на звонок аккуратного небольшого домика, возле которого тянется словно по линеечке длиннющая поленница дров. Меня принимают как родного: чуть узнав, что я служу вместе с сыном, родители зовут с собой за стол, угощая вкуснейшими рыжиками и блинчиками. В доме КОШЕЛЕВЫХ идеальный порядок, очень тепло, проведены все необходимые коммуникации. Маленький домик изнутри удивительно просторен. Имеется и мансардная очень уютная комната.  Центр дома – добротная русская печь современной конструкции, что при довольно небольшом количестве дров обеспечивает теплом на сутки. Лишь в сильные морозы приходится топить дважды. Тем более растет мое удивление, когда узнаю, что печь сложил человек без печного образования… Павел Николаевич – мастер на все руки, без дела никогда не сидит. Супруга – Нина Александровна – всю жизнь отработала в местной аптеке. Мы долго беседуем и скоро уж меня потеряет МИРЗОЕВ!.. Прощаюсь с сердечными  и гостеприимными людьми – пора ехать дальше.

Андрей везет меня к себе в дом, что расположен за деревней Заберезово – километрах в пяти от Бестужево. Живет он вместе с супругой Ольгой на т.н. «майдане» - хуторе за колхозным полем, что нынче зарастает сосняком. Дом купил – прежние хозяева строили под себя, на совесть и от души, дом и правда классный! – но что-то не задалось и было решено съехать из Бестужево.

Андрей в прошлом зоотехник, и сегодня он один из очень редких бестужевских жителей, что держит корову, сбивает масло, сметану, делает вкуснейший сулугуни. Пьет только по праздникам. «Знаешь, как у нас говорят? – Мирзоев имеет корни в Таджикистане, а потому сохранил свои восточные гены (штрих к портрету: представьте себе таджика-боксера под метр девяносто), – «Друг моего друга – мой друг. А гость в доме – посланник Бога!» Так что располагайся как дома!»

Дороги и тропы с вешками

От дома Андрея через реку Верюгу видна деревня – она уж несколько лет как нежилая. Добраться в нее можно лишь в обход – в реке полно родников и провалиться там пара пустяков. «Баньку?» - «А если можно – то по-черному! Уж больно понравилось!» «По-черному – это у Ожигиных. Назавтра организуем!» По пути мы заезжаем в старинный дом в маленькой деревушке Заберезово, где вместе с престарелой матерью живет Алексей, сам уже далеко не молодой человек. Мирзоев – авторитет, причем в самом хорошем смысле слова, и Алексей охотно обещает протопить баню. Несмотря на удаленность Заберезово, в нем есть телефон-автомат «Ростелекома» – напротив дома Алексея. Судя по массивному сугробу, таксофоном никто здесь не пользуется. Зато Алексей смотрит 50 каналов ТВ (впрочем, как и все бестужевцы) – тарелка почти в каждом доме. Странно видеть диссонанс кичливости «малышек на миллион, добившихся в этой жизни всего самих» из «ящика» и дыры деревенского сортира прямого падения. К слову сказать, у бывшего подчиненного Алексея в доме есть и теплый туалет, и канализация, и водопровод. Мирзоев тоже сделал в своем доме все, чтобы жить с городскими удобствами. Делаю для себя вывод: кто хотел наладить свой быт – сделал это, и вряд ли стоит винить власть и лично ВВП в том, что большая часть сельской России ходит «до ветру» в сортир без удобств. И в магазин – за 5 километров. Многие в простоте своей просто не видят дальше поленницы дров и прочистки дорожек к бане, к реке, к колодцу и магазину. Если бы Мирзоев не организовал чистку дороги в Заберезово, где помимо него живет всего 4 человека – Алексей греб бы дорожку в 5 километров лопатой, вручную. Чуть позже, на Шалимовой горе, я встретил бабушку, что рыла тропку лопатой до колодца. Добравшись к ней по колено в сугробе, узнал, что 37 лет проработала на почте, потом санитаркой в больнице. Дети разъехались. Сын строил дом рядом с матерью, да жизнь его трагически оборвалась. Теперь, когда на Шалимовой  дома оживают лишь летом, бабушка сама вынуждена рыть свою тропу жизни – до колодца, а там  до магазина под горочку само натаптывается по вешкам…

Господи, помилуй

Самая высокая точка Бестужево – Шалимова гора, где, по местному преданию, как раз и селились «лихие люди». Лихие-не лихие, а сейчас дома там покупают заезжие москвичи. И я не скажу, что это плохо, хотя поначалу покачал головой и поцокал осуждающе языком. Как ни странно, москвичи гораздо более трепетно относятся к этому месту, чем северяне. Они поднимают старые дома, меняют венцы, помогают друг другу. И вообще наша страна оказалась очень маленькой! – как минимум одного из «варягов» я знаю, и давненько, по интернет-переписке. Москвичи, как мне сказали в деревне, уже заказали проект будущего храма взамен разрушенного белокаменного Введенского – и, не сомневаюсь, добьются исторической справедливости: храм будет. Пока же в уцелевших кирпичных стенах церковной гостиницы квартирует Бестужевский клуб, а одна из комнат отдана местной общине. В день моего отъезда службу прихожане правили сами – священник бывает здесь редко.

Вообще говоря о храмах на Устье, можно говорить о некоем негласном соревновании между местными промышленниками. В селе Березник отстроен храм с единственной в России системой электронного звона (оставим в стороне богословский аспект этого новшества). А на окраине Октябрьского – удивительная по своей красоте рубленная церковь, настоящий гимн северному деревянному зодчеству. По Березнику ничего не скажу, а вот во втором случае храм стоит хоть и освященный, но пустой, без настоятеля и прихода, хотя уж и звонница есть, и службу вести можно…
Здесь же, в Бестужево, местная активистка, освоившая худо-бедно принцип ведения службы мирянами, по благословению о.Валентина («Строгий батюшка!» - говорят о нем здесь) с выражением и неспешно читает акафисты и молитвословия, напрочь игнорируя нормы церковно-славянского языка (например, «по велению милости Твоей» вместо «по велицей милости Твоей») – но сам факт местного самоуправления в духовной сфере мне встречается впервые. А главное, есть чувство, что люди пришли в скромную молельню по велению сердца, а не по веянию моды на Православие…

Глоток живого устьянского сока

Здесь, в Устьянах, меня не сговариваясь словно передавали с рук на руки. Брать за постой деньги здесь еще не научились, хотя своего рода «ценник» имеется: 400 рублей сутки. Но брать за постой то ли не принято, то ли считается обидой для гостя. Увидев на высоком берегу Устьи величественный крестьянский дом-пятистенок о двух этажах и 12(!) окнах по фасаду, я твердо решаю, что должен в нем переночевать. Знакомство с хозяевами состоялось на редкость легко: меня привел отец моего коллеги. А раз привел знакомый – значит, человек свой. Так я познакомился с супругами ОЖИГИНЫМИ, Зинаидой Васильевной и Владимиром Павловичем. Алексею они однофамильцы, вообще Ожигины здесь весьма распространенная фамилия. «Мясо будете? Свининка, парная!» - было бы глупо отказаться разделить стол с этими удивительно светлыми людьми. На столе появилась бутылочка, потом другая. И если содержание первой всем читателям понятно, то вторая приковала мое внимание. Стильная с красивой этикеткой бутылка обещала живой черничный сок. Оказалось, именно Зинаида Васильевна первой стала делать этот продукт не только в районе, но и в области! «В 90-е к нам приезжали шведы и нас несколько глав сельских администраций поехали перенимать опыт по выживанию деревень, - рассказывает свою историю Зинаида Васильевна. – Я заинтересовалась производством сока. Смысл в том, что сок делается методом прессования, а потом пастеризуется при температуре не выше 95. Главное не допустить кипячения!..»

«Я непременно должен это снять! Можно посмотреть, как это делается?» - «Да пожалуйста!» - и меня ведут в дом рядом, где весь первый этаж дворовой части занимает цех. Здесь приспособления для отжима сока, сок в ведрах, ожидающий пастеризации, готовая продукция.

«Удивительное дело! Как же Вы в деревне это смогли развить?» - «Да по-разному было. И неудачи были, и неверие, и ребята с бритыми затылками приезжали – как же, какая-то бабка тут решила сок делать!» - делится воспоминаниями Зинаида Васильевна. – Я им по бутылке сока тогда дала и сказала – ребята, не мешайте. И знаешь – отстали». В ассортименте черника, клюква, брусника и малина. Домой я купил каждого. В каждой бутылочке сок от 2 кг ягод.
Сок этот – 100%-ный, а значит, пить его можно, разбавив в 5 раз (!) – из 0,5 получается ровно 3 литра вкуснейшего сока, после которого во рту остается вкус северного лета. И я скажу, что это редкостная по своей «настоящести» вещь. Своим друзьям на юг я повезу пару бутылочек… Для любителей крепкого (а я и сам грешен!) скажу, что запах и вкус  водки отбивает напрочь, делая ее употребление благородной дегустацией.

На следующий день, как и обещал, я пришел гостевать к Ожигиным. Повечерие «под черничку» окончилось около 9 вечера – здесь принято ложиться рано. Зато и встают в 5-6. Отведенная мне комната на втором этаже могла бы вместить целую коммуну. Впрочем, этот дом никогда не пустовал: гости здесь давняя традиция. Хозяйка загодя дважды протопила русскую печь – и все ради моей скромной персоны… На ней, кстати, отогревают клюкву для зимнего производства сока. На улице тишина – вся деревня спит согласно этому давно заведенному укладу жизни.

Для себя отметил одну очень важную деталь. Здесь нет пресловутых спиртовых «ям». Водка – исключительно легальная. "Шилом" не торгуют! Тот, кто знает, КАК спаивается деревня за счет одного-двух барыг-спиртонош, поймет. Милиция (по-моему, здесь за «полицию» обидятся) очень даже мышей ловит! «А у нас здесь вообще с точки зрения криминала тихо, - просвещает меня местная учительница истории Екатерина. – Знакомые в органах работают, так отмечают, что Устьянский район вообще самый спокойный в этом плане. Ссыльных не было, зон нет… То, что показали в сериале «Школа» (спасибо за "подарок" в Год учителя!) - здесь вообще немыслимо!»

Удивительное дело, но будучи здесь, я ни разу не произнес ни слова брани. Место такое, особое… Нет, версия о «бесстыжево» не пляшет тут совершенно. Впрочем, Екатерина мне пояснила – все просто: когда-то эта волость была отдана князю Бестужеву-Рюмину. Но после восстания на Сенатской вотчину отобрали, но название осталось. В вотчине князь ни разу не был. Много потерял, уважаемый…

В школе Бестужево висит плакат: «165 лет образованию на селе Бестужево». И если здесь не смогут отстоять среднюю школу подобно как в Плосской – быть Кате без работы – нагрузку историку дают лишь старшие классы. 27 часов в неделю – и 13 тысяч дохода со всеми "сельскими" и "северными". «Я когда слышу заявления Фурсенко о средней зарплате учителя в 25 тысяч рублей, хочу крикнуть: «Покажите мне этого учителя!» - мы с Екатериной едем в обратный путь в автобусе. Долго беседуем – но суть сводится к одному: что за …?! Просто тихое и благостное Бестужево уже позади и нецензурные слова волей-неволей восстанавливаются в моем сознании.

Места для рабов на галерах

Неподалеку от Бестужево, на частной охотничьей заимке, во время лужковской опалы скрывался заместитель Юрия Михайловича гр. Рябинин. «Да, он сюда в администрацию ходил отметку ставить, что нет здесь сотовой связи, что якобы на лошадях туда только и добираются!» - смеются местные жители. – Последняя лошадь здесь приказала долго жить пару лет назад. О том, что на заимке есть спутниковая связь, жители очень деликатно догадываются. На охотничьей заимке разводят кабанов, подкармливают лосей. Местные туда не суются. Страхов никто не рассказывал, но и чего-то тайного выведать не удалось. Говорят, что-то там сгорело из-за бензиновой электростанции – но не более. Тайны мадридского двора вообще трудно раскрываемы. Кто-то видел даже ВВП здесь в районе, но это, разумеется, пьяные домыслы. Мало ли ВВП на свете и похожих людей.

Стоп. Это же бренд! Устьяны – наша Британия! С Устьян выдачи нет! Твой телефон тебя не сдаст! В устьянской глуши – что в лондонской тиши! Эти образцы слоганов для раскрутки туристического бренда дарю нашему Министерству туризма, а то они, болезные, не знают, как Кегостров в пляжную зону обустроить.

Но прежде чем воспользоваться столь неожиданным подарком, хочется познакомить с одним очень хорошим человеком, правда, имя его не назову, дабы не подставить. Я тоже не мог с ним не встретиться – поеду потом к нему гостевать - соловья слушать да рыбку удить... Он купил дом, потом другой. Купил трактор. Сам косит сено, изо всех сил тянет-потянет – чтобы можно было туристу мясо-молоко-творожок на стол поставить. И мужикам спивающимся хоть какую-то работу при этом дать. Но вот ведь незадача: стоит человеку хоть толику рекламы себе дать – его налоговые органы ХВАТЬ за известные органы! – и нет маленького бизнеса. А он еще и правда маленький. Мужику еще столько долгов отдавать, что вмененный налог его просто убьет. Это та самая курица, что яйца понесет золотые. Вы мужика только на три года за гениталии-то не берите. Плюнет на все – и уедет в Финляндию. Где 50% ссуды решившему заняться сельским хозяйством просто списывается… Пишу и думаю: а ведь не уедет, хоть режь. Потому что он непьющий русский северный мужик с голубовато-серыми глазами, лучистым лицом, характерным «оканьем» и очень открытой душой. При всем моем почтении – финны все же не такие. И к таким мужикам люди потянутся. А меня в Устьяны – уже по жизни тянет. Здесь день жизни – словно воды живой напиться.

Автор: dimarh29
9180 0
6 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости