Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

Ученый РАН: северяне имеют право требовать информацию о взрыве в Нёноксе

14.08.19 10:45
13834 0
Нужно обнародовать изотопный анализ радиационного выброса, чтобы все риски и угрозы были понятны. Об этом журналистам News29 сообщил заведующий лаборатории радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков.
 >
С момента трагедии на полигоне близ села Нёнокса в Архангельской области прошла почти неделя, однако информационный вакуум, который сложился вокруг ЧП, породил массу слухов и спекуляций. Прояснить ситуацию вокруг инцидента журналистам News29 помог доктор химических наук, заведующий лаборатории радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борис Жуйков. По словам учёного, на сегодняшний день необходимых данных для того, чтобы прийти к четкому пониманию того, что случилось, до сих пор нет, поэтому приходится основываться на скупых сведениях Минобороны и Государственной корпорации «Росатом».

Специалисты Минобороны и Росатома заявили, что в результате аварии произошло разрушение жидкостной ракеты, которая в своем составе имела радиоизотопные генераторы. По мнению Бориса Жуйкова, это утверждение вызывает сомнения, поскольку не совсем понятно, зачем ракете нужны такие генераторы: «Такие устройства используются, как правило, в космических аппаратах и в районах Крайнего Севера, потому что они могут долго работать, сотни дней, а некоторые - годами, обеспечивая сравнительно невысокую мощность вырабатываемой электроэнергии. Ракета же работает довольно короткое время, поэтому не вполне ясно, зачем там применять РИТЭГи (радиоизотопные термоэлектрические генераторы)», – отмечает учёный.

В РИТЭГах используют разные радионуклиды. Одни из них – бета- и гамма активные стронций-90, цезий-137, церий-144, прометий-147 не столь опасны, как альфа-активные радионуклиды (плутоний-238, кюрий-244, полоний-210). Кроме того, эти альфа-активные изотопы имеют очень слабое гамма-излучение и поэтому мало заметны при использовании обычных дозиметров. Именно поэтому принципиально важно понимать, какие именно радионуклиды были использованы в этих РИТЭГах, если это действительно были радиоизотопные термоэлектрические генераторы. «Если там были достаточно опасные альфа-активные радионуклиды, и после аварии они могли попасть внутрь организма человека, это может представлять угрозу. В этом случае не имеет смысла потреблять йодосодержащие препараты, поскольку они используются для того, чтобы вывести радиоактивный йод-131 из организма, а в этих генераторах никакого йода нет. Он появляется в других процессах, при работающем ядерном реакторе», – заключил Борис Жуйков.

Идея с РИТЭГами кажется учёному весьма странной, но, с другой стороны, она имеет право на существование.

Ещё одна версия, которая представляется более правдоподобной: во взорвавшейся ракете был использован малогабаритный ядерный реактор. Такие устройства как раз рабатываются в закрытом городе Саров, откуда были погибшие учёные. «Эти реакторы используются для разных целей, в частности, есть разработка для получения медицинских радионуклидов, а некоторые реакторы разрабатывались ещё Курчатовским институтом для космических программ. Они могут обеспечить достаточно большую мощность, используемую для движения ракеты», – говорит Борис Жуйков. При работе такого реактора действительно образуется весьма летучий йод-131, а также другие реакторные радионуклиды. Учёный успокаивает: оснований для паники нет даже в этом случае, так как мощность таких устройств в десятки, сотни тысяч раз меньше, чем реактора РБМК, который взорвался в Чернобыле. «Первое, что нужно сделать, это определить изотопный состав в этом выбросе, который произошел. Это можно сделать с использованием стандартных гамма- и альфа-спектрометров. Всё это не так сложно, и надо требовать от соответствующих служб, чтобы они предоставили радионуклидный состав и активность в выбросе, ведь без этого трудно точно оценить, насколько он действительно опасен для людей», – утверждает учёный.

С другой стороны, не удивительно, что информация о том, какие были выброшены радионуклиды в ходе ЧП, не разглашается, ведь тогда станет более понятно, что за устройство было использовано при испытаниях нового вида оружия. Однако, по мнению ученого, в соответствии со статьей 237 УК РФ северянам следует настаивать на предоставлении такой информации, потому что от этого может зависеть здоровье населения.

Инга Шаршова
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Новости по теме | Общество