Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

«Власть, отдай шхуну «Запад» горожанам!» - открытое письмо северянам

08.12.10 21:01
3770 0
 >
Фото помещено в архив издания

Тринадцатый год в самом сердце Архангельска — города-колыбели русского флота, стоит корабль-призрак (821)3; всеми заброшенный парусник-памятник «Запад». Тринадцатый год сплошные разговоры.

Судьбу корабля 12 лет обсуждали чиновники, общественники — тысячи людей.
Восстановить «Запад» или построить его заново смогут десять-пятнадцать мастеров.

- Есть ли такие специалисты в современном Архангельске (821)3; «городе корабелов», «колыбели русского флота»?
- Есть ли у нас «живые» судоремонтные предприятия, где могут починить корабль?
- Готов ли город оплатить их работу?
- Если да, то почему за прошедшие двенадцать лет проблема не решена?
- Если нет, Архангельску надо честно снять с себя титулы «города корабелов» и «столицы Поморья».

Формальные отговорки чиновников не работают. За двенадцать лет можно решить любую бюрократическую формальность.

Если «Запад» никому не нужен, почему его не демонтируют, почему не уберут этот бесхозный, отпугивающий туристов, просто опасный для горожан объект?

Как объяснить 12-летнюю безрезультативность действий властей?

Просто: мэры Нилов, Донской, Павленко; губернаторы области Ефремов, Киселёв, Михальчук и их команды не способны справиться с ситуацией. Это политическое и хозяйственное бессилие.

До сих пор не завершены работы по реконструкции Красной пристани (лицо города!). До сих пор не открыт Морской музей, закрытый на реконструкцию ещё в 2003 году. Восстановить экспозицию и открыть единственный в стране морской музей обещали ещё в мае 2009 года. А ведь войн и революций в последние годы не было. Думаю, решение проблемы «Запада» (821)3; простое. Народное.

Архангелогородцы, северяне, молодые и не очень! Давайте сами спасём «Запад», спасём честь города, первого морского порта россии! 12 прошедших лет показали: власть на это не способна. Как встарь: «кто сколько может»...

14 млн рублей на памятник Адмиралу Кузнецову — народные деньги, ни копейки из бюджета. 30 млн рублей стоит реставрация «Запада» — 300 тысяч человек, каждый дал по 100 рублей. 8 млн рублей стоит привести корабль-памятник в порядок — 300 тысяч человек, каждый дал по 10 рублей.

350 тысяч архангелогородцев не осилят подобное?

Люди готовы помочь. Старые моряки и корабельные мастера предоставят свои руки и опыт. Жители Архангельска, среди которых есть люди состоятельные, пожертвуют кто сколько может. Люди готовы помочь. Если деньги гарантированно дойдут, а не «распилятся». Если на «Западе» опять не попытаются заработать или сделать пиар. По последней причине моё письмо подписано псевдонимом.

Неужели не сдюжим, северяне? Власть, отдай «Запад» горожанам! Эй, общественность!

P.S. Уважаемые власть имущие! Не говорите, что «вы пытались». Прошло 12 лет. Вашим нанимателям — архангелогородцам — важны не попытки, а результат.

Комментарии специалистов
(Ответ на вопрос (821)3; сколько человек нужно, чтобы отремонтировать шхуну «Запад»)

Юрий Комболин, помощник капитана, журналист «Правды Севера» и редактор «Ленинградского Речника»: «На «Запад» надо, как минимум, десятка полтора человек. И это должны быть специалисты очень высокой квалификации».
Выпускники АМУ Иван и Владислав (фамилии попросили умолчать), в 1970-х гг. проходившие практику на «Западе»: «Не больше тридцати человек (821)3; конечно, специалистов».
Павел Борисов, инженер петербургской судостроительной и судоремонтной корпорации «NORDWEG»: «Десять профи. И это миллионы рублей, возможно, десятки миллионов. Но не сотни. А реставрационные работы, если их делать по уму, могут продлиться и год. Всё зависит от людей, технологий и своевременного финансирования».

Хронология и болтология

1949 год, 26 сентября. В финском Турку спущена на воду трёхмачтовая парусно-моторная шхуна «West», предназначенная для зверобойного промысла.

1951-1952 гг. Переданный Советскому Союзу по репарациям парусник отправляется вначале в Эстонскую ССР, затем его записывают за Северным Морским пароходством: шхуну переоборудуют в грузо-пассажирскую, она совершает рейсы между беломорскими портами Умба и Кандалакша. Далее корабль передают в Нарьян-Марский порт.

1953-54 гг. Корабль переоборудован в учебное судно архангельской мореходки. «West» стал «Западом», порт приписки (821)3; Архангельск. На нём прошли морскую выучку тысячи архангельских курсантов.

1974 год. «Запад» (821)3; один из немногих сохранившихся на Северо-Западе СССР деревянный парусник (821)3; «снимается» в фильме «Георгий Седов» (премьера в СССР (821)3; 17 ноября 1975 г.) под видом корабля «Св. Мученик Фока».

1976 год. Постаревший корабль переведён в отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ СМП.

1980 год. На «Красной кузнице» «Запад» ремонтируют. Предполагается музеефикация.

1983 год. В преддверии четырёхсотлетия Архангельска «Запад», прослуживший нашей стране более тридцати лет, торжественно установили на причале старинной Красной (Соборной) пристани. Как памятник морской культуры и традиций Севера. Как символ Архангельска.

1991 год (821)3; К 50-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя на шхуне была открыта выставка, корабль-памятник стал ещё и музеем.

1993 год (821)3; Морской музей и «Запад» были переданы на баланс комитета по культуре администрации Архангельской области.

1995 год (821)3; пожар на шхуне «Запад».

1998 кризисный год, июль (821)3; страшный ураган лишает шхуну мачт. Корабль-музей закрывают.

Потом (821)3; двенадцать лет говорильни. Проекты, проекты (821)3; сделать из символа Архангельска кабак, подростковый центр, вновь музей. Или хотя бы привести в божеский вид: поставить мачты, заменить сгнившую обшивку, элементы конструкции судна, покрасить корабль.

2000 год, 29 мая. Вышло постановление губернатора Анатолия Ефремова «О реставрации памятника морской истории и культуры шхуны «Запад». Выделили «космические» средства (821)3; 70 тысяч рублей.

2000-2001 гг. (821)3; судьба корабля, казалось бы, сдвинулась с мёртвой точки. Специалисты «Соломбальской судоверфи», назначенной генподрядчиком реставрационных работ, обследовали шхуну и заключили: «Запад» восстановлению подлежит. За обсуждениями и бумажной волокитой прошло лето. Работы так и не начались.

2005 год, 14 апреля. Аварийная шхуна исключена из Музейного фонда РФ. Министр Швыдкой подписал приказ «об исключении из Музейного фонда РФ <...> музейного предмета (821)3; парусно-моторной шхуны «Запад», «ошибочно включённой в состав основного фонда музея» (!). Корабль стал объектом, балансовая стоимость «Запада» определена в 1 рубль.

2007 год. Во время реконструкции Красной пристани звучат заявления о необходимости «убрать» корабль-памятник. В защиту «Запада» общественники собрали более 3000 подписей. Население Архангельска (821)3; примерно 350 тысяч человек.

2007 год, ноябрь. Губернатор Николай Киселёв во время прямой линии заявил, что областной бюджет выделит на восстановление «Запада» аж 350 миллионов рублей. Далее ни-че-го. К тому моменту на корабле было уже два пожара.

2008 год, июль. Галина Лаптева, заместитель председателя областного комитета по культуре, заявила в интервью ИА «Росбалт»: «В истории шхуны «Запад» нет ничего примечательного с исторической точки зрения. ...Шхуна не имеет никакого культурного значения».

2008 г., декабрь. Между ОГУ «Дирекция областного заказчика-застройщика» и московским предприятием (не архангельским. Наши судоремонтные предприятия не способны отремонтировать «Запад»? Или «варягов» выбрали намеренно?) ЗАО СК «АРС-Центр» заключён «контракт на обследование, разработку дизайн-проекта и реконструкцию парусно-моторной шхуны «Запад», требующей незамедлительной реставрации. Кстати, ЗАО СК «АРС-Центр» никогда не ремонтировал корабли, предприятие занимается зданиями, в том числе деревянными.

2010 год, май. Сумма контракта, подпсисанного ОГУ «Дирекция областного заказчика-застройщика» и «АРС-Центром» (821)3; 11, 5 миллионов рублей. «Работы должны быть завершены в 2011 году» (821)3; сказал тогда главный специалист-эксперт отдела региональных программ и бюджетных инвестиций министерства строительства Архангельской области Денис Истомин.

2010 год, сентябрь. Упомянутый дизайн-проект «оценили в 3 миллиона рублей», он получил «стопроцентное финансирование». Однако подрядчик «не выполнил обязательств по срокам и отказался заниматься корректировкой проекта. В ближайшее время контракт с ними будет расторгнут в судебном порядке, а деньги вернут в областной бюджет».

Раиса Павлоцкая, директор технической службы компании-подрядчика, куда я позвонил 6 декабря, от комментариев отказалась. Телефон ОГУ «Дирекция областного заказчика-застройщика» молчит.
Вопрос: так 3 миллиона или 11 с половиной?

2010 год, 28 октября. В Морском музее вновь обсуждали, что делать со шхуной «Запад». Предлагали новые варианты... По кругу: кабак, музей, просто «привести в божеский вид».

2010 год, 8 декабря.

Осталось совсем немного до 2011 года, объявленного ЮНЕСКО годом Ломоносова. В Архангельск приедут тысячи гостей, которые увидят шхуну-памятник «Запад» (821)3; последний старый корабль с деревянным корпусом, сохранившийся на Северо-Западе России. Надеюсь, увидят во всей красе (821)3; с мачтами, под российским триколором, флагами расцвечивания и гордыми буквами: «Запад, Архангельск». 

Дмитрий Западов

 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Общество | Новости раздела