На Западе любят говорить о защите природы, защите народов, особенно коренных. На деле же всё обстоит несколько по-другому. Так, в соседних с Российской Федерацией северных странах идёт активное притеснение коренного народа – саамов. Этот народ традиционно занимается оленеводством, рыболовством и другими промыслами. Но с каждым годом им оставляют всё меньше территорий, тем самым просто уничтожая коренное население и их быт.
К примеру, в Норвегии за последнее время отмечается резкий рост промышленных проектов, конечно, это всё сказывается отрицательно на саамах, на их традиционных источниках существования. Сейчас есть сразу несколько проектов, где осуществляется захват земель саамов, какие-то уже успели запустить и реализовать, а другие пока в планах.
Норвежский союз саамов:
«В этих случаях национальное государство нарушило права на землю, право на самоопределение, культурные права и права собственности саамского народа».
Саамы – коренной народ Северной Европы, поскольку скандинавы называли их лопари, то землю, где они проживали называлась Лапландией, сами саамы называют землю предков – Сапми, но это никогда не было каким-то единым государственным образованием. На сегодня она поделена между четырьмя государствами: Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия.
Большая часть саамов всегда зарабатывала на жизнь оленеводством и рыболовством. В Норвегии же лишь 10% сейчас занимаются оленеводством на постоянной основе. Но такая практика всё ещё остаётся важной для саамской культуры и даже защищается норвежским законодательством.
Не так давно активисты в Норвегии продолжили свои протесы против строительства объектов для ветряной энергетики, они перекрыли входы в несколько норвежских министерств. Всё дело в том, что ветряная электростанция построена на территории традиционного проживания саамов, активисты были во главе с молодёжью саамов, они требовали снести все объекты.
Большинство из саамов считают, что такие электростанции несут реальную угрозу их древним культурным обычаям, ведь турбины высотой в 200 метров и могут тянуться на километры, чаще всего их строят как раз на территории, где проходят олени, таким образом невозможно становится там заниматься оленеводством. По сути нарушается закон, уничтожается древняя культура. Были проведены исследования, которые показали, что олени не хотят приближаться к турбинам и это нарушает их пути миграции.
Все эти действия могут привести к сокращению поголовья, а значит у саамов будут серьёзные экономические потери.
И самый яркий пример – норвежский парк ветряных электростанций «Fosen Vind», он состоит из 151 турбины, находится рядом с городом Тронхейм, принадлежит норвежским, швейцарским и немецким энергокомпаниям. А построен был на пастбищах, которые имели ключевое значение для саамских оленеводов. Всё это несёт реальную угрозу коренной культуре саамов и их средствам к существованию.
«Государство должно немедленно прекратить продолжающиеся нарушения прав человека саамских оленеводов и принять меры по возмещению нарушений прав человека», — говорил в своём письме к ООН президент саамского парламента Норвегии Силье Карине Муотка.
Также в письме отмечалось, что все ветряные мельницы необходимо снести, а земля должна быть превращена в пастбища для оленей.
Также остро стоят проблемы саамов и в Финляндии.
Там комитет по конституционному праву приостановил работу по реформированию закона о саамском парламенте в стране. Такой закон поощрял бы права коренных народов на самоопределение. Но, как и в предыдущие разы (а закон такой там уже не раз пытались принять), правящей верхушке это явно ненужно. Министр юстиции Анна-Мая Хенрикосон на своей странице в соцсети заявила, что такое решение конституционного комитета – беспрецедентно, она уверена, что с законопроектом не было никаких конституционных проблем, саамы заслужили новый закон о саамском парламенте.
Соседние страны много говорят о правах коренных народов Арктики, но совсем не собираются их соблюдать.
Лев Левит, директор высшей школы экономики САФУ, эксперт ПОРА:
«Саамы – коренной народ, населявший скандинавский полуостров, то есть современные Норвегия, Швеция и Финляндия. Достаточно долгое время они находились в подчинённом положении. Только в послевоенный период государства начали принимать какие-то меры по улучшению их положения. Но взаимоотношения так и продолжали оставаться напряжёнными. Все угнетения, которые ранее были, не исчезли из памяти саамов. До сих пор там есть эти отголоски разделения общества. Саммы в тех странах претендуют на приоритетное использование исконно их территорий, а государствам и частным компаниям это мешает. Это мешает реализовывать крупные инвестиционные проекты, в основном по добыче полезных ископаемых. И чаще всего государства там ставят во главу угла именно экономические интересы. И вроде соблюдаются меры по процедуре совещательности, привлечение к общественным обсуждениям коренных народов. Но фактически корпорациями и госструктурами продавливаются решения по добыче полезных ископаемых или установке ветрогенераторных парков. Всё это в ущерб экологии и коренного населения. Саамы выступают за беспрепятственное использование пастбищ, рек, прокладывании маршрутов для движения оленей на малозаселённых территориях. Как раз эти территории богаты полезными ископаемыми и интересуют корпорации.
Все эти территории богаты полезными ископаемыми, которые используются в военной промышленности, радиоэлектронной промышленности. Именно поэтому только номинально реализуются попытки замириться с саамами. Особенно радикально там настроены простые люди. Часто корпорациям удаётся договориться с верхушкой, которая представляет народ, а обычные люди: оленеводы, рыбаки остаются не у дел.
После подобных обсуждений часто бывают акции протеста, так как в обсуждениях обычно государство встаёт на стороны корпораций.
В нашей стране проблема саамов так остро не стоит. Стоит отметить, что в последние годы крупные корпорации находят разумные компромиссы с коренным населением, обеспечивая их интересы и развивая промышленные проекты. У нас все эти обсуждения менее политизированы, но всё это приносит куда большую пользу, чем в соседних странах.
В странах Запада любят делать громкие политические заявления перед подобными обсуждениями, у нас такого нет. Но по факту в России намного больше прислушиваются к интересам коренных народов.»
В Российской Федерации в последнее время всё больше стараются договориться с коренными народами, в том числе, с саамами. И хотя данный народ тут не так многочислен, но лидеры саамской общины поддерживают политику страны. Это также привело к расколу с саамами из соседних стран. Правозащитники даже пытались поднять шумиху, что якобы саамы, которые проживают на территории России остались в изоляции, но сейчас всё заметнее, что их права больше всего нарушаются в странах Северной Европы.
Европа всегда любила и любит делать какие-то громкие политические заявления, которые каждый раз сопровождают там слушания о нарушениях прав коренных народов. Вот только кроме этих заявлений больше там ничего не делается, всё больше нарушаются права саамов, разрушается их быт, уничтожается культура. Тогда как в Российской Федерации громких политических заявлений нет, но договориться с саамами, не нарушая их права, получается намного чаще, чем у соседних стран.