«Фермерская слобода» находится в деревне Левковка Приморского района. Сюда северяне с детьми приезжают, чтобы посмотреть на домашних животных: птиц, свиней, кроликов, коз. Люди могут покормить их, получить информацию по уходу и сделать фотосессию. На территории крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) для посетителей проводят экскурсии, устраивают мастер-классы и дегустации местной продукции — например, разные сорта козьего сыра и козье молоко.
Предприниматель Владимир Будейкин создал подворье еще в 2013 году. До 2021 года мужчина был единственным членом КФХ, пока не включил туда еще двоих людей (согласно информации на сайте Арбитражного суда Архангельской области) — его жену Марию Будейкину и Александра Соболева. Имущество подворья между тремя предпринимателями было разделено на праве долевой собственности. Так, у самого основателя Владимира Будейкина было 20% доли, у его супруги тоже 20%, а у Соболева — 60%. Распределение доходов между двумя мужчинами от фермы в процентном соотношении по договору было распределено следующим образом: Соболев — тоже 60%, Будейкин — 40%.
Стоит отметить, что годом ранее партнеры
зарегистрировали ООО «Фермерская Слобода», гендиректором которого значится Александр Соболев, а учредителями — оба предпринимателя.
Сам Владимир Будейкин объяснил, что внес Александра Соболева в список членов КФХ, чтобы тот помог с софинансированием двух грантов на развитие хозяйства. В 2021 году предприниматель стал получателем гранта по «козоводству» в размере 4,9 млн рублей, а в этом году он первым в Архангельский области получил грант по агротуризму в размере 10 млн рублей.
— Инвестор Соболев — совладелец многих бизнесов, в том числе по медицине. Он взял на себя обязательство вложить средства в хозяйство, софинансируя гранты с рассрочкой в два года. Мы, в свою очередь, — свой труд и последующий взнос земельного участка и фермы, —
пояснил Будейкин.
С чего начались проблемы: позиция Владимира Будейкина
Владимир Будейкин сообщил, что сначала финансовые обязательства выполнялись. По его словам, год спустя согласованные по графику вклады прекратились. Отметим, что, согласно информации Арбитражного суда Архангельской области, стороны для
осуществления совместной деятельности должны были вносить следующие вклады: Соболев — 15 млн рублей по графику, Будейкин — 10 млн рублей путем внесения недвижимого имущества (земельного участка, здания фермы и т.д.).
Кроме того, во время строительства объектов при освоении грантов нанятые Соболевым работники, по словам главы КФХ, якобы не выполняли требования предпринимателя и подталкивали его подписать документы на несогласованные работы. Поэтому Будейкин решил прекратить дальнейшее партнерство.
— И, поскольку, совместного имущества создано не было и никаких земельных участков я ему [Александру Соболеву] не передавал, я предложил расстаться без споров, с выплатой всех внесенных им средств в хозяйство бонусом. Однако он отверг мое предложение, и начался, в прямом смысле этого слова, «отжим» моего хозяйства посредством давления через суды и дискредитацией меня и моего хозяйства в «желтой» прессе, — рассказал предприниматель.
Дальше, по словам Будейкина, произошел настоящий рейдерский захват его фермы уже силовыми методами. Так, 15 августа он обнаружил на территории КФХ нескольких неизвестных ему лиц и установленное без его разрешения бытовое помещение. По словам предпринимателя, неизвестные, взломав замки на входных воротах, сообщили, что они являются сотрудниками ЧОО «Армада» и прибыли осуществлять охранную деятельность на основании договора, якобы заключенного с КФХ. Как сообщил Будейкин, документ был подписан Соболевым. После этого случая предприниматель обратился в правоохранительные органы, поскольку как глава хозяйства он самолично никакой договор не подписывал.
— Все эти действия прикрывались фиктивными документами и протоколами собраний, в которых я не принимал участие и не голосовал. От моего имени якобы были заключены договора на охрану и приняты работники - начальник службы безопасности и креативный директор. Кроме того, по таким протоколам было принято решение о приостановке деятельности хозяйства, введении пропускного режима, запрете перемещения имущества и т.д. — пояснил бизнесмен.
Еще один случай конфликта вылился уже в ДТП. В конце августа в СМИ распространилось видео, как Владимир Будейкин на автомобиле сбивает ворота хозяйства и неизвестного мужчину, который снимал происходящее на видео. Пострадавший Никита Симонов, представившийся работником фермы, в соцсетях
сообщил, что предприниматель якобы умышленно сбил его на машине, а затем намеревался скрыться с места аварии. Но Будейкин остался ждать до прибытия полиции. После этого пострадавший написал заявление в полицию по статье о покушении на убийство.
Однако сам предприниматель причины ДТП объяснил по-другому — молодой человек, по его словам, сам подставился под автомобиль.
— Когда меня продолжительное время не пропускали к себе в хозяйство, издевались над сотрудниками, угрожая им каким-то уголовным преследованием, мне пришлось после нескольких настойчивых просьб открыть ворота, тараном освобождать проезд. Один из молодчиков подставился под автомобиль, спровоцировав ДТП, — сообщил предприниматель.
Как считает вторая сторона конфликта
Как
сообщила пресс-служба КФХ в обращении, распространенном в сети (позиция пресс-службы именно со стороны Соболева, поскольку соцсети «Фермерской слободы» во «ВКонтакте» ведут Будейкин и его сотрудники), Александр Соболев для осуществления совместной деятельности крестьянско-фермерского хозяйства внес туда деньги на сумму более 18 миллионов рублей, а также предоставил в общее имущество подворья племенных коз и занимался их разведением.
— Глава КФХ Будейкин намеренно не отчитывается перед членами КФХ о доходах, полученных от деятельности фермерского хозяйства, начиная с 2021 года, не проводит общее собрание членов КФХ. Доходы от деятельности КФХ распределяет только в свою пользу и в пользу своей супруги, игнорируя интересы Соболева А.Н. Основной доход от имущества КФХ поступает в собственность супруги Будейкиной М.А., кассовый аппарат которой стоит при входе на территорию КФХ, — говорится в обращении.
Также в заявлении сказано, что денежные средства якобы часто проходят мимо кассы КФХ, а налоги с них и вовсе не уплачиваются. Отмечается, что работники КФХ официально не трудоустроены, не имеют санитарных книжек, а на ферме не соблюдаются ветеринарно-санитарные нормы.
— В связи с утратой доверия к главе КФХ Будейкину В.В. для проведения инвентаризации имущества КФХ и его сохранности, необоснованного вывоза общего имущества с территории КФХ был установлен порядок, временно запрещающий любое перемещение имущества за пределы территории КФХ. Будейкину В.В. были выданы ключи от проходной, — сообщили в «пресс-службе».
Стоит отметить, что конфликт партнеров уже дошел до суда. Так, Соболев подал иски на признание недействительными двух сделок, касающихся получения гранта по агротуризму и трех займов на общую сумму 500 тысяч рублей. По первому иску предприниматель получил отказ: суд счел, что требования Соболева могут нанести хозяйству значительный ущерб, поскольку это «повлечёт негативные последствия в виде необходимости возврата освоенных денежных средств, отсутствия бюджетного субсидирования для развития деятельности, а также соответствующие репутационные издержки и кризис доверия».
Что касается второго иска на получение льготных кредитов, то и здесь суд также
встал на сторону Будейкина. Представитель микрокредитной компании пояснил, что глава КФХ исполняет все свои обязательства в полном объёме и в установленные сроки. Заемные деньги были потрачены на текущие нужды – закупку кормов, оплату электроэнергии и т. д.
К слову, сам Владимир Будейкин также подал иск к партнеру, но уже с требованием признать недействительным соглашение о включении в состав КФХ Соболева. Однако суд в этом случае встал на сторону последнего.
Как оба бизнесмена хотят решить конфликт
В соцсетях Владимир Будейкин сообщил, что после скандала в СМИ в правительстве области на той неделе прошло трехстороннее совещание по урегулированию проблемы. Однако, по его словам, особых результатов оно не дало. Спустя несколько дней после этого ему поступило предложение от юриста партнера выплатить 50 миллионов рублей, чтобы Соболев вышел из состава крестьянско-фермерского хозяйства.
— Напомню, что зафиксированная в Арбитражном суде сумма внесённых Соболевым средств в КФХ составляет не более 7,2 млн. рублей, причем большая часть средств прошла через его же строительную компанию, — отметил глава КФХ.
Сам Соболев в СМИ
объяснил, почему он потребовал с Будейкина именно такую сумму. 12 млн рублей — это сумма вклада в общее имущество КФХ, 21 млн рублей — 60% от суммы дохода хозяйства, пока в нем числился Соболев, 7 млн — 20% от общей суммы упущенной выгоды, которую он, по его словам, недополучит в связи с его выходом из КФХ, 9 млн — 60% от добавленной в связи с полученными грантами стоимости КФХ и еще один миллион — возврат выплаченной им премии Будейкину при получении гранта.
К слову, до этого от Владимира Будейкина требовали просто сложить полномочия главы КФХ. В любом случае предприниматель заявил, что не собирается уходить с поста и готов возместить Соболеву все вложенные им средства с тем условием, что тот выйдет из состава крестьянско-фермерского хозяйства.
— Такой мирный план даст возможность всем нам спокойно работать. Наше хозяйство будет продолжать выпускать натуральную продукцию, продолжать радовать своих гостей возможностью побывать в атмосфере доброй деревни и выполнить все взятые грантовые обязательства. Вы же сможете, вернув вложенные средства, выйти из конфликта достойно, сконцентрироваться на ваших серьезных бизнесах, в том числе и медицине, где точно партнерам не хочется иметь излишнюю скандальную публичность, — такими словами Будейкин обратился к своему партнеру.
Редакция продолжает следить за ситуацией.