Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

Рыба будет! Макс Фишман об итогах работы Архангельского тралфлота и отрасли в целом

31.12.14 17:19
3276 0
 >
Фото помещено в архив издания
Вот и подошел к концу этот богатый на события год. В обменниках закончились доллары, в магазинах бытовой электроники вынесли даже кассовые аппараты, мы запаслись гречкой на всю зиму и красной икрой - к новогоднему столу. Можно подводить итоги. Чем запомнился 2014 год рыбной отрасли, что случилось хорошего и чего стоит ждать в будущем?

Новый «крайний»
Перемены в отрасли наступили сразу же после новогодних каникул. 20 января 2014 года был назначен новый глава Росрыболовства Илья Шестаков, пришедший на смену Андрею Крайнему. Прошел год и Илья Шестаков в рыбной отрасли уже как рыба в воде. Никаких резких движений, продуманные и осторожные решения. Рыбацкому сообществу это понравилось, а это главное.

Понравилось и то, что уже первое заявление нового руководителя поставило крест на инициативе Андрея Крайнего взымать плату с рыбаков-любителей за пользование водными объектами. Сейчас Шестаков всеми силами защищает российских экспортеров от минсельхозовского лобби, которое решило взвалить на рыбодобытчиков серьезное повышение экспортных пошлин.

Дифференцировать налогообложение предприятий отрасли хотел в свое время Андрей Крайний, предлагая для экспортеров установить одну плату за водные ресурсы, для переработчиков – другую. Рыбаки критикуют эту инициативу и по сей день. Уже год Минсельхоз при участии ФТС и Минфина готовит изменения в Налоговый кодекс, которые отменят рыбакам–экспортерам льготу в виде 85-процентной скидки на уплату сбора за пользование водными биоресурсами, а также обяжет экспортеров платить 18% налог, от которого они в целях поддержки отрасли были освобождены. Сохранить льготы предлагают только тем, кто отправляет рыбу на российский берег.

Понимая остроту момента, глава Росрыболовства считает, что нельзя ухудшать экономическое положение рыбодобытчиков и разделять налогообложение для экспортеров и всех остальных. «Сейчас не время для повышения налоговой нагрузки на рыбаков, - говорит Шестаков. –  Президент сказал в своем послании Федеральному Собранию, что мы не должны 4 года предпринимать никаких мер, ведущих к увеличению налоговой нагрузки». Отрасль нуждается в комплексной поддержке. Иначе мы можем безвозвратно потерять позиции в мировом океане.

В случае если будет изменен порядок уплаты за пользование ВБР, налоговая нагрузка на предприятия увеличится в полтора раза. «В чем проблема, везите рыбу на берег, будут льготы!» - скажут сторонники налоговых поправок. Но для того, чтобы принимать решение, нужно не только уметь считать цифры, но и знать отрасль. Предположим, после нововведения у рыбаков просто не будет выбора и им придется сдавать рыбу в Россию. В этой связи вопрос - куда мы столько рыбы денем? Тот самый минтай, который занимает лидирующие позиции в нашем экспорте, в России просто невозможно продать. Не покупают его россияне, предпочитая другие сорта рыбы – треску, сельдь, горбушу. А с экспортных пошлин на того же минтая государство сейчас стабильно получает 9 млрд. рублей в год.

Патриотизм РЖД
По итогам 2014 года общий вылов составит 4,1 - 4,2 млн. тонн, что не намного превышает уровень прошлого года, зато и снижения не намечается. Это позволяет обеспечить и внутренние потребности в рыбе, и продолжить экспорт, но, конечно, с учетом приоритета обеспечения отечественного рынка. В текущем году экспорт сократился более, чем на 13%. В частности, поставки сельди снизились на 40%, нерки – на 42%, скумбрии – на 21 %. Сокращается и импорт рыбы – Росрыболовство сообщает о снижении ввоза рыбной продукции на 4,6%.

Процесс переориентации отрасли на импортозамещение однозначно идет. В этом году ритейлеры стали активно обращаться к российским рыбодобытчикам  с предложениями о сотрудничестве. В результате в той же Москве или Питере расширился рыбный ассортимент. Магазины предлагают горбушу, кету, нерку, кижуча и прочие дальневосточные морепродукты. Между тем по соотношению цена-качество норвежская семга до сих пор могла бы легко положить нашу рыбу на обе лопатки.
Чтобы импортозамещение проходило эффективно, нужно вместо того, чтобы изобретать новые налоги, подумать о том, как сделать так, чтобы рыбаки были бы сами заинтересованы в продажах на российский берег, а на берегу их бы уже ждали качественная переработка, технологичные упаковка и хранение, надежная и дешевая транспортировка до прилавка. В этой цепочке сразу несколько слабых звеньев. В рыбных портах Дальнего Востока сейчас вместо рыбы почему то принимают уголь и металл. Без этого Дальний восток, где вылавливается 70% российского улова, сколько не повышай налоги, не способен принять рыбы больше, чем сейчас. Да и РЖД неплохо было бы проявить патриотизм и снизить тарифы на перевозку отечественной рыбы, чтобы за время транспортировки обычная селедка не превращалась в предмет роскоши.

АТФ был плох
Второй год наблюдаем за судьбой АТФ. В текущем году прошедший через процедуру приватизации и смены собственника Архангельский траловый флот впервые за много лет принес прибыль. С тех пор, как у него появился новый хозяин, дела у предприятия идут хорошо. Предприятие пытается расплатиться с долгами, а их на момент передачи новому собственнику ООО «Вирма» было более 1 млрд. рублей. По итогам 9-ти месяцев флот впервые за многие годы заплатил 20 млн рублей налога на прибыль. За период с января по сентябрь количество судозаходов в порт было больше, за весь 2013 год. Заодно, похоже, что закончились разногласия с профсоюзной организацией АТФ.

Тревога сотрудников АТФ была связана с опасением, что стоит новому собственнику заполучить квоты АТФ, как старейший в отрасли флот будет переведен из Архангельской области в более удобный порт Мурманска, а люди останутся без работы. Однако Правительство Архангельской области, получив в ходе приватизации одну акцию предприятия, смогло обеспечить контроль работы АТФ и исполнение компанией-инвестором социально-экономических обязательств. Также владельца обязали продавать четверть всей добытой рыбы в Архангельской области.

КальмарНаш
За ажиотажем по поводу присоединения Крыма никто не заметил и другое, не менее значимое событие. 15 марта 2014 года Охотское море, которое ранее на основе межгосударственных договоров приходилось делить с Японией, было полностью отдано Российской Федерации. Этого события в России ждали почти 13 лет, - с тех пор, как в 2001 году была подана заявка в ООН. Минтай, палтус, лосось, треска, краб, креветки, кальмары – все это вылавливается в Охотском море,  теперь это все принадлежит нам по праву.

Что касается собственно Крыма, то на него приходится добыча более 50 тыс. тонн рыбы в год. Кроме этого на территории Крыма функционируют товарные рыбные хозяйства, занимающиеся аквакультурой. Крымская продукция уже начала поступать в российские регионы – на переработку и в розницу. Говоря про Крым, нельзя не упомянуть про его значимость для рыбодобычи. Промысел в Черном море богат: хамса, шпроты, ставрида, калкан, атерина, барабуля, кефаль, катран, скаты, сельдь. В Азовском море - хамса, тюлька, бычки, пиленгас…

Cемга «с плесенью»
7 августа Россия ввела частичный запрет на ввоз продукции из США и Европы. В «черный список» попала популярная среди россиян норвежская семга. А это около 250 тысяч тонн охлажденной красной рыбы! Альтернатива была найдена быстро: семгу из Норвегии подменили семгой с Фарерских островов, Чили и Исландии, но цены взлетели вверх. В первый месяц после эмбарго цена на семгу выросла на 30-50%. Затем рост цен удалось стабилизировать - в основном за счет отгрузки охлажденной семги с мурманских предприятий «Русское море - Аквакультура» и «Русский лосось».

Есть и потери. Мурманский рыбокомбинат не смог работать без норвежской рыбы, в итоге предприятие вынужденно было прекратило свою работу. Если замены не будет найдено, один из крупнейших рыбных комбинатов превратится в «транснациональный склад».

Вошел в историю
Судя по всему, Илья Шестаков отбил атаку на «исторический принцип», и уже в следующем году будут приняты предложения Росрыболовства по модернизации принципа распределения квот с 2018 года. Сегодня срок закрепления квот составляет 10 лет. В рабочей версии законопроекта указан 25-летний срок. С одной стороны инвестору спокойнее вкладывать деньги в максимально долгосрочные проекты, с другой, четверть века – слишком большой срок. Как говорится, или осел сдохнет, или падишах помрет. Время покажет, сможет ли Шестаков провести эти изменения через Минсельхоз и правительство и на ближайшие 25 лет закрепить исторический принцип. Ведь тут в полный рост встает проблема квотных рантье и иностранных компаний, опосредованно контролирующих отечественную рыбодобычу, и заинтересованных в сохранении status quo.

А нам, потребителям, все что нужно от рыбной отрасли – это много рыбы, хорошей и разной, по доступной цене. Пусть законодатели думают, а мы пойдем к столу. С Новым годом всех!
Макс Фишман 
Автор: fishman2012
3276 0
0 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости