Совещание по строительству крупнейшей железнодорожной артерии Белое море — Коми — Урал под председательством полпредов Президента РФ в СЗФО и Приволжском округе Николая Винниченко и Михаила Бабича прошло 22 января в Москве.
Позицию Архангельской области представили заместитель губернатора по инфраструктурному развитию Алексей Алсуфьев и руководитель агентства по транспорту Дмитрий Деарт.
По информации, опубликованной в электронных источниках, губернатор Мурманской области Марина Ковтун считает, что расчеты и обоснования проекта необходимо откорректировать с учетом выхода на мурманское направление. Тем не менее, это вовсе не означает, что Архангельская область исключена из маршрута. Позиции региона в проекте не изменились: дорога должна пройти по территории Поморья и иметь выход на Архангельский порт. Все объекты областной инфраструктуры, связанные со строительством трассы, сохранены в проекте строительства.
— Сегодня порты Архангельска и Мурманска имеют свою специфику и востребованность среди грузоотправителей. И если изначально предполагалось, что дорога должна закончиться в Архангельске, то в процессе проработки проекта концепция поменялась: все понимают необходимость продолжения магистрали до мурманского узла, как и то, что это приведет к удорожанию строительства. Сейчас специалистам предстоит большая работа по определению объема инвестиций. Тем не менее, никакой конкуренции между портами Мурманска и Архангельска в этом проекте нет, — подчеркнул Алексей Алсуфьев.
Заместитель губернатора пояснил, что решение о вхождении в проект Мурманской области было принято еще в 2012 году. И сегодня руководители всех четырех субъектов РФ (Архангельская и Мурманская области, Пермский край и Республика Коми) совместно прорабатывают концепцию Белкомура на местах и на федеральном уровне.
— 22 января в процессе диалога обсуждалось, какой станет доля участия государства в этом проекте, за счет чего будут аккумулироваться остальные инвестиции, какую роль сыграют в финансировании магистрали регионы, — рассказал Алексей Алсуфьев.
Напомним, инвестиционный проект строительства Белкомура имеет общероссийский масштаб. Дорога призвана существенно сократить путь перевозки грузов из уральского и сибирского регионов в сторону портов, имеющих выход на северные моря. В частности, планируется, что трасса пройдет не через центральные территории России, а по диагональным маршрутам с выходом на Республику Коми, Архангельск и Мурманск. По предварительным оценкам экспертов, для реализации проекта потребуется не менее 176 млрд рублей (без учета строительства трассы до Мурманска).
— Объем необходимых инвестиций очень весом. Поэтому участники совещания приняли решение подготовить обращение к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву о том, чтобы в адрес федеральных органов исполнительной власти и институтов развития, заинтересованных в реализации проекта, были даны поручения о проработке финансовых моделей строительства магистрали и начале проектных работ, — отметил заместитель губернатора.
Главы регионов рассчитывают, что по итогам обращения в Министерстве транспорта РФ пройдет координационное совещание, которое позволит детализировать концепцию стройки и работать над ее реализацией более системно.
— Что касается начала строительства, все сходятся во мнении — проект, рассчитанный на пять-семь лет, должен стартовать в 2013 году. Если этого не случится, есть риск уйти за 2020 год, что приведет к необходимости нового перспективного планирования, актуализации параметров наработанных программ и стратегий, и может затянуть процесс на неопределенный срок. Поэтому само решение обратиться в Правительство России, чтобы ускорить начало разработки проектно-сметной документации на строительство магистрали, уже можно считать позитивным фактором, — подвел итог Алексей Алсуфьев.