Автор рассказа «Тараканы» Алексей Варламов приедет на спектакль в Архангельск
11.02.19 15:43
83782
0
28 февраля в 18:30 на камерной сцене Архангельского театра драмы состоится премьера спектакля «Тараканы». Первый показ посетит Алексей Варламов, автор рассказа, по которому Полина Бабушкина написала инсценировку к спектаклю.
«Тараканы» - рассказ о любопытном живом мальчишке, который ввиду недостатка внимания родителей создаёт собственный «тараканий» мир и заводит себе удивительных друзей. Произведение, с которым работал автор инсценировки, - печальное и забавное одновременно. Не случайно Полина Золовицкая определяет жанр спектакля как «семейная драма глазами ребёнка». Подробнее - в интервью с Алексеем Варламовым.
Скажите, то, о чём пишете Вы, каким-то образом касается Вашей личной истории или истории кого-то из Вашего окружения?
Тут нет никаких тайн. Иногда написанное касается, иногда нет. В некоторых случаях в большей степени, в других - в меньшей. Все зависит от конретного рассказа, повести или романа. Если говорить про «Тараканов», то в нем есть автобиографические моменты - в частности, у нас дома действительно жили тараканы (правда, не могу сказать, что они мне нравились так же, как моему герою, а сейчас я их терпеть не могу). А еще я действительно мечтал носить бороду и до сих пор ношу. Но все остальное, включая образы родителей, выдумано или сильно изменено. И потом, в отличие от моего героя, я коренной москвич.
В каком году был написан рассказ?
В 1987. Так что ему уже больше 30 лет. Но написан в один присест.
Я читала, что «Тараканы» - Ваш дебют. Именно эта проблема (семейная драма детского одиночества) сподвигла Вас начать заниматься писательством? Или с чего начался Ваш путь?
Да, это была моя первая публикация в журнале «Октябрь», и это для любого автора - штука незабываемая, а что сподвигло... Не знаю, мне просто всегда очень нравилось сочинять, придумывать, подбирать слова. Началось все, когда я был ребенком и сочинил продолжение «Незнайки на Луне». Это был фанфик такой, хотя этим словом тогда не пользовались. Ну, а потом появились уже самостоятельные тексты.
Как был построен процесс написания Полиной Бабушкиной инсценировки с Вами? Вы увидели только конечный результат сценария? Были ли какие-то правки, и было ли вообще за Вами закреплено право конечного утверждения сценария?
Полина все сделала втайне от меня и только тогда, когда инсценировка уже была сделана, сообщила мне о ней и прислала свой текст с предложением внести свои замечания. Но у меня таковых не нашлось. Я все утвердил. Мне, правда, очень понравилась ее работа.
Рассказ в эпохе 90-х, верно?
Да нет, в рассказе речь идет скорее о 1980-х. В 90-е продукты уже были, но не было денег. А вот в 80-е наоборот.
Есть ли авторы-классики, которые Вам особенно любы?
Их очень много. От автора «Слова о полку Игореве» и дальше весь 19 век. Но особенно люблю Пушкина, Достоевского и Чехова. В 20 веке - Бунина, Платонова, Юрия Казакова.
В инсценировке тараканы становятся живыми, как люди, персонажами. Ещё и с тараканьим языком! Этого в рассказе нет. Как Вам такая задумка?
Это отлично! Полина вообще молодец, она очень здорово преобразила, украсила, расцветила мою историю.
Чья идея была в инсценировке Лёшу сделать мечтающим о писательстве мальчиком?
Ее. И мне это тоже очень понравилось.
На Ваш взгляд, подчеркнула ли дружба Лёши и тараканов в инсценировке Лешино одиночество в семье?
Он сильный мальчик и его одиночество очень условное. Ему просто интресно все, что его окружает. Для меня одиночество героя - вторично. Но в пьесе или в спектакле это может выглядеть иначе.
Для справки:
Алексей Варламов - доктор филологических наук, профессор МГУ, преподает русскую литературу начала XX века и одновременно ведет творческие семинары в Литературном институте имени А. М. Горького. Член Союза российских писателей (с 1993). Работает с художественной и документальной прозой. Написал несколько биографий русских писателей для серии «ЖЗЛ», в том числе Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова. Самый последний роман - «Душа моя Павел» - вышел в прошлом году. По рассказу «Тараканы» постановка создаётся впервые.