Юля Попова живет сейчас в Санкт-Петербурге, учится в колледже технологии, моделирования и управления. Она столкнулась с расстройством пищевого поведения в 16 лет. Всё началось с желания правильно питаться, а закончилось булимией и азартом похудеть. В этом материале Юля поделилась своей историей, рассказала о своих ощущениях во время РПП и о том, как она справилась с этой проблемой.
В каком возрасте у тебя начали меняться отношения с едой?
- Это было в 10 классе. Помню, как сейчас: я сидела дома, был вечер субботы, нечего было делать, и я смотрела видео блогерши-модели Полины Парк. Она снимала блоги типа: «Питание модели», «Похудение модели». Я сразу подумала: «Вау, как круто, я тоже хочу так питаться». И именно тогда начали меняться мои отношения с едой: я хотела начать правильно питаться. На следующий день мы поехали с мамой за покупками, и я ей сказала: «Ну все, теперь я буду правильно питаться, покупаем только правильную еду». Она меня поддержала, но мы купили в принципе всё то, что покупали обычно. Сначала всё было нормально, я делала это для здоровья, у меня не было цели похудеть. Но потом вес стал уходить, и мне это нравилось.
В чём была причина твоего изменения отношения к еде, может, это какие-то комплексы?
- Ну, да, у меня с детства были мини-комплексы. Меня всегда называли «Юлька-пулька», «пончик». У меня всю жизнь были какие-то небольшие комплексы по лишнему весу, даже сейчас.
Когда ты поняла, что столкнулась именно с РПП?
- Если мой переход на правильное питание начался зимой, в феврале, то где-то в мае я начала замечать, что что-то не так. Утром я не завтракала, не обедала в школьной столовой, приходила после школы домой, и у меня начиналось компульсивное переедание. Я могла одна съесть пачку печенья, взять кусок рыбы, заесть конфетой и ВСЁ в больших количествах, а потом я сразу шла в туалет, чтобы вызвать рвоту. Когда впервые так произошло, я начала замечать, что что-то не так. Я думала: «Ну зачем я это делаю?», но остановиться было сложно. Также я стала понимать, что что-то не так, когда руки тряслись, и у меня было предобморочное состояние. Но такое было не часто, только в те дни, когда я ничего не ела, а пила воду. Не по себе еще было, когда я брала еду, жевала ее, а потом выплёвывала. Это неприятно.
Когда ты столкнулась с РПП, ты сразу поняла это или сначала отрицала?
- Да я до сих пор не хочу ставить себе каких-то диагнозов. Просто со мной было что-то неприятное.
Какие эмоции ты испытывала, что ощущала во время РПП?
- Иногда я плакала, когда переедала, винила, часто ругала себя, писала об этом в личном дневнике. Хвалила себя, когда сидела на питьевой диете и ничего не ела. Да я и в настоящий момент ловлю себя на мысли, что зря я ем те же булочки, но всё равно потом это уходит, и я спокойно кушаю.
Было ли тебе себя жалко?
- Даже не знаю, наверное, нет. Мне нравилось, когда меня жалели, когда мама и подруги говорили: «Поешь», а я в этот момент думала: «Блин, прикольно, не буду есть».
Ты как-то боролась с РПП?
- Нет, прямо осознанно я этим не занималась. Я понимала, что что-то не так, но у меня не доходило до фанатизма, я же не была анорексичкой. Когда были жесткие ограничения, мой минимальный вес был 39 кг (при росте 153 см). Летом мы поехали семьёй на море, и там меня заставляли есть: я снова набрала вес. А осенью я пошла в 11 класс, там уже было не до этого: больше переживала за экзамены. После школы летом я поехала в Питер, где неделю жила одна, тогда я решила сэкономить, ничего не покупала и особо не ела. Я даже попала потом из-за этого в больницу. Вообще самый драйв, когда тебя дальше несёт и ты не можешь остановиться, уже сама замечаешь, что похудела, и думаешь: «Если сейчас поем, то вес вернётся». Поэтому ты начинаешь дальше не есть и худеть. Но сейчас у меня такого нет.
Но как ты с этим справилась, если сейчас такого нет?
- Не знаю, может, тогда были у меня какие-то детские мысли, сейчас же я, можно сказать, полюбила себя. Я смотрю на себя в зеркало и вижу красивую девушку. Наверное, меняется моё мышление, пришла любовь к себе.
Общалась ли ты с кем-то по этой теме?
- Нет, разговоров по этой теме у меня ни с кем не было, мне не хотелось говорить об этом. Да и в принципе никто не спрашивал. Я пыталась пережить это сама.
В процессе твоего пути, были какие-то переломные моменты, после которых ты совершила открытие лично для себя? И может, ты поделилась бы ими.
- Когда я уехала жить в Питер после завершения школы, у меня появилась любовь к себе. Наверное, из-за одного человека, который принял меня. Вот знаешь, находишься с человеком и понимаешь, что тебе безразлично, что у тебя там волосы на ногах и руках, что ты мягкая в теле. Я ему нравилась такой, и он не хотел, чтобы я менялась. И тогда этот человек подарил мне более осознанное понимание и принятие себя.
Что делать, если близкий человек столкнулся с РПП?
- Я бы не стала навязывать своё мнение, давать советы. Просто начала разговор, и если бы человек пошёл навстречу, то поддержала его, рассказала о своём опыте. Но мне кажется, что советы не помогают, потому что нужно самому пройти через это, обрести опыт, разобраться у себя в голове. Просто я думаю, лично мне никакие разговоры не помогли бы.
Какие стереотипы об РПП тебя бесят больше всего, если такие есть?
- Когда считают, что, если у тебя РПП, то ты обязательно худая или анорексичка, что РПП болеют только девочки. У меня, например, были знакомые мальчики, которые столкнулись с этим. Или, например, то, что РПП бывает только у подростков, ведь некоторые с этим всю жизнь борются.
Какой совет ты дала бы человеку, который столкнулся с РПП, но еще не знает, что с этим делать?
- Полюби себя, взгляни на себя с другой стороны и отгородись от ненужных людей. Потому что, как по мне, это всё идёт со стороны: чужие взгляды, приоритеты, и ты сам себе их навязываешь. Будь собой.
Можешь ли ты сформулировать одним выражением, что такое РПП?
- Я бы сказала, что это борьба с собой.
Беседовала Анастасия Кекишева, фото из личного архива Юлии Поповой
По данным Коалиции по борьбе с расстройствами пищевого поведения (EDC Eating Disorders Caolition) каждые 62 минуты от расстройства пищевого поведения (РПП) в мире умирает один человек. И только 1 из 10 человек, страдающих пищевыми расстройствами, получают квалифицированную помощь.
РПП включает в себя: нервную анорексию, булимию, орторексию, компульсивное переедание и не только. В России до сих пор нет статистики этих заболеваний, а из-за отсутствия информации люди с РПП поздно обращаются за помощью ко врачам.