Читка абсурдистской пьесы о раках состоится в Архдраме
20.01.22 13:21
5590
0
30 января на камерной сцене театра в рамках проекта «Мужская тема» состоится читка пьесы Ирины Уманской «Сердцебиение рака».
Четыре из пяти главных героев этой пьесы — широкопалые речные раки Петя, Марк, Семён и Дамир. Они живут в аквариумах и разговаривают белым стихом. А единственный человек Коля работает в научно-исследовательском Центре экологической безопасности и следит за их состоянием.
Пьеса основана на разработке петербургских учёных — системе биомониторинга воды с помощью этих речных обитателей. Но, как предупреждает читателя автор в самом начале, все события и персонажи вымышлены, а любые совпадения с реальными людьми случайны.
Автор этой абсурдистской, но при этом наполненной деталями повседневности пьесы — петербурженка Ирина Уманская. Окончила СПбГИКиТ, специальность: кинодраматург, затем — магистратуру РГИСИ, мастерская Скороход Н.С. Публиковалась в антологии современной русскоязычной малоформатной драматургии.
О чём пьеса «Сердцебиение рака» и почему она попала в «Мужскую тему», рассказывает автор проекта Андрей Гогун.
Однажды, в середине нулевых, я лежал в больнице. Ничего серьезного, плановое обследование. И ничем бы это моё лежание не было примечательным, если бы не соседи по палате — трое мужчин. Они тоже проходили плановое обследование, но совсем по другим обстоятельствам — это были ликвидаторы чернобыльской аварии. Водитель, тракторист и, кажется, пожарный. Обычные такие мужчины — немного погрузневшие, усатые, весёлые, не дураки выпить (иногда прямо в палате), перекусить и регулярно бегающие на перекур. В общем — ничего особенного. Обычные. Обычнее не бывает.
Я попытался у них расспросить о том, что там и как было? Они общались охотно и обаятельно — делать-то в больнице особо нечего, надо себя как-то занимать. Но каких-то шокирующих и горячих подробностей я от них не узнал. Рассказывали всё примерно одинаково: «Ну, мобилизовали нас, приехали, делали то-то и то-то (какие-то вполне стандартные строительно-земляные работы), потом уехали. С тех пор каждые несколько лет проходим профилактические осмотры». И всё. Ничего интересного — вообще. Ноль. Никакого драматизма и романтики. Я ещё тогда подумал — вот если про них спектакль ставить, то как? За что цепляться?
Но одна мысль всё-таки тогда мелькнула, потому что на вопрос: «Поехали бы вы туда снова, уже зная про то, как действует на человеческий организм радиация?», — все трое ответили: «Конечно. Какой вопрос. О чём разговор».
С тем мы и расстались.
А в 2019 году, подыскивая материал для новой постановки, я наткнулся на пьесу Ирины Уманской «Сердцебиение рака». Прочитал её и тотчас же понял, что написана она специально по моему запросу, отправленному в космос полторы дюжины лет назад. Пусть и обстоятельства другие, и персонажи внешне очень далеки от «моих» прототипов, но эта пьеса про них — про ликвидаторов чернобыльской катастрофы.
Читка пьесы «Сердцебиение рака» состоится 30 января в 18.00 на камерной сцене театра.