Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

Путевые заметки горожанина в Устьянах

10.03.11 17:07
3958 0
 >
Фото помещено в архив издания
Сразу признаюсь: это не новостной формат. Так, размышление горожанина. «Многобуков ниасилил», как принято говорить в интернет-пространстве. Это о людях. О деревне. Кому близко – читайте, обсуждайте. Мне это – близко. И потому я это пишу…

«Уеду в деревню, махну на все рукой»…
Какое-то доселе неведомое чувство засвербило и буквально заставило меня в отпуске поехать в деревню. Так, чтобы мобильная связь не брала. Вот – сбылась мечта – я именно в такой деревне сейчас, в Лево-Плосской, в глубине Устьянского района Архангельской области. Подкидывай мобильник в воздух - не подкидывай в попытках послать SMS-сообщение, а жене придется извещать о себе по стационарному телефону – ровеснику брежневского «застоя», при котором Лево-Плосское прожило, пожалуй, свои самые лучшие годы.

Поезд приходит на ст. Костылево в 06:30, я без труда нахожу пазик, что повезет меня в деревню, где меня уже поджидает старенькая мама моего интернет-друга Александра. Билет непривычно дорогой – 124 рубля, но и езды более чем на два часа. По пути спрашиваю у рядом сидящих женщин о деревнях, что проезжаем и узнаю кое-что для себя интересное. Вот Строевское – большое село, удивительным образом расположенное как бы в котловине. В лучшие времена в Строевском насчитывалось 800 дворов, теперь многие из них нежилые. Особенность Строевского – погодные аномалии. Если уж мороз – то мороз под сорок, а жара – так от души припечет. И горы вокруг… Красота! «А у нас эти места как раз и называют Швейцарией, - просвещает меня соседка. А еще есть свои Карпаты – это другая деревня, Студенец, но дорога туда худая».

Недавно мне приснился сон: будто я еду на пазике и он едет под гору на высокой скорости, аж дух захватывает, страшно! – Сон сбылся здесь, в Устьянах. Дороги, постоянно уходящие то вверх, то вниз, то петляющие в лесу – что есть то есть!.. После Строевского через некоторое время из-за поворота вырастает Лево-Плосское. Вот и часовня, напротив которой меня уже ждет старушка с лучистым лицом. Я иду навстречу: «Дмитрий?» - «Да, Ольга Павловна!» Мне навстречу бросается двортерьер с претензией на лайку: «Пират! Пират!» - но пес уже твердо решил проучить городского чужака и бросается мне на руку. Мда-а, дружок, не любишь ты гостей, отпусти руку-то! Пара слов и Пират таки отпускает мою руку, но держится настороже – бережет хозяйку. Но рука болит, однако!.. Позже он еще раз повторит «подвиг разведчика», насовсем разуверив меня в изначальной интеллектуальности собачьего племени.

Дом Ольги ШАНИНОЙ построен очень давно, лет сто ему есть уже точно. Сейчас морозно и хозяйка живет в зимней избе-пристройке. В центре – большая русская печь старинной конструкции – на деревянном подпечье с массивной лавкой. Внутри – кочерги не хватит, чтобы достать до задней стенки. В избе, однако, не жарко. В ящике, накрытом рогожкой, тихонько мекнули – оказывается, «козлухи стали рожать в морозы под минус тридцать, так козлят вот пришлось брать в дом». Коров теперь в деревне не держат: трактор для заготовки сена нынче стоит недешево, а вот козы – самое то.

С теплотой и заботой сказанную фразу: «Ой, мои родные дети! Где мои родные дети?» я услышу еще не раз – Ольга Павловна души не чает в своих козлятках Филе и Ладе. Было бы еще двое – да коза рожала молча, а Пират тоже не посмел подать голос и разбудить хозяйку. Всего часа было достаточно, чтобы двое козлят замерзли. Ладе повезло: ее без признаков жизни бабушка отогрела на печке. Но кончики ушей у козленка все ж таки отвалились – отмерзли.

Коза, коньяк и банька по-черному
Передо мной на столе кастрюлька с мясом, что томилось в русской печи всю ночь и само отваливается от костей и рассыпается в нежные вкусные куски прямо во рту. «Баранина?» - «Нет, Филя. Козел». Ну, что ж, думаю, Филя, не зря ты свой козий век прожил. Вкусный ты, Филя. А я все время жил иллюзиями про «душного козла»…
Баночка парного молока. Боже, сколько лет я не пил живого козьего молока!..
«А магазин, у вас, я смотрю, закрыт?»

«Давно уж. Там дальше по дороге три магазина будет. Да ты ничего не покупай – все есть! Хочешь, вот у меня коньячок есть?» - запасливая бабушка достает бутылочку 0,5. – «Я его от низкого давления иногда. А в мороз – так и козе грамм пятьдесят!» - О как! Коньяк, оказывается, любят не только люди! Вот ведь как у нас на Русском Севере повелось: и в хлеву с дресвой вымоют, и козу коньяком попотчуют! А Филей назовут отпрыска «убиенного» козлика.

Преемственность.
Наскоро потрапезничав, мы решаем разделяться: бабушке нужно по делам, а вечером будет баня. Только сначала я должен наносить в котел воды. До ближайшей рабочей колонки шагать метров двести – и все по узкой тропочке. Местные мужики, проезжая на «девятке», долго смотрят в мою сторону – что за чудо-юдо в модной куртке, к кому, да по каким делам. Головы не сверните, мужики… Но вот котел наношен, Абдулла, поджигай! Дым быстро заполняет все пространство бани и печь лениво-нехотя начинает разгораться. Надо сказать, что в бане дух такой вкусный стоит – закачаешься!  За много лет дерево прокоптилось и приобрело характерный запах, присущий лишь баням по-черному.

Повторение пройденного
Пока баня топится и у меня есть свободное время, стоит пройтись по деревне. Как водится, по Центральной улице. Вот здание Плосской основной школы. Как живешь, сельская школа? Вхожу. Сразу же привлекаю внимание вахтерши. «Мне бы с директором поговорить или с завучем». «А вот кабинет, проходите. Да вот и она сама». «Опять к нам?» - спрашивает меня Екатерина Ивановна СУХАРЕВА, директор школы. Оказывается, в школе постоянно проблемы  с интернетом, и молодой человек, налаживающий интернет-связь, здесь частый гость. Оказывается, мы с ним невероятно похожи, утверждает директор. Что ж, бывает!.. «Какими судьбами у нас?» - «Да вот, мимо проходил, не мог не зайти. Сам в прошлом учитель – ностальгия». «Ну, пойдемте» - и мне показывают школу. Тепло – отопление от котельной. В классах – в каждом (!) – компьютер, есть и компьютерный класс с тем самым интернетом. «Вот сейчас знаю, что висит 20 неотвеченных сообщений. Это нам туда, наверх – надо отправить не менее 20 отчетов. Это куда годится? – делится возмущением директор. – Но самый ответственный бой – именно бой, - подчеркивает она, - ждет нас завтра. Мы раньше были средней школой, теперь статус основной. А вот что нас ожидает в ближайшее время – так это то, что станем начальной школой. Филиалом. Статус юрлица снимут. Это значит, что дети вынуждены будут ездить куда-то в школу. А попробуй на морозе постоять, пождать! У нас-то видим, что ребенок в столовую в соседний детсад в кроссовках побежал – сразу сердце не на месте. А там кто за ними смотреть будет?» - я желаю Екатерине Ивановне удачи в завтрашних дебатах с районным управлением образования. Хотя и без особой надежды – она, впрочем, тоже. Понимает, что школе не жить – но борется до последнего. Человек чести.

Чуть забегая вперед скажу, что отстоять статус школы ей удалось: ее железная аргументация все же сработала!..

В классах чисто и по-деловому уютно. Без наворотов, но все по существу. Современные доски, таблицы с умножениями-спряжениями, парты-стулья. Что еще надо, чтобы учить ребенка? «Вот нам показывали открытые уроки. Да, все хорошо – но дети отвечают односложными ответами. Наши деревенские отвечают на вопросы гораздо лучше, - уверена СУХАРЕВА. – Я всегда требую пояснить, что, когда, и почему произошло. И знаете, сколько у нас ребят поступает в вузы? – Очень многие. Но то, что сейчас делают со школой – ее добьет. У нас здесь 100% учителей с высшим образованием, с категориями. Сделают из нас начальную школу – а дальше?»

При Хрущеве было нечто подобное. «Оптимизация» деревень, укрупнение их в центральные усадьбы шло до боли примитивно: убирали школу и магазин – и люди уезжали сами. Что, собственно, и происходит сегодня.

Деревня Линики тоже имела свою основную школу – теперь ее нет. И деревня уже не имеет молодежи, а, значит, и будущего. В ней доживают свой век старики – и в ближайшее время деревню можно смело списывать в «нежилые». Страшное слово… В Плосской школе учится 36 детей. В лучшие годы было 140. В школе усилиями Екатерины Ивановны есть для образования ВСЕ. Даже спортзал, где на моих глазах после уроков парни пинают мячи. Мячи есть! Теннисный стол, причем современная модель. И такой же стоит в общем коридоре. Лыжи и ботинки дети не таскают из дома – всем обеспечивает школа. В деревне есть даже свой каток: пользуйся-не хочу!..

Как пусть бывший, но учитель, скажу, что для того, чтобы НАУЧИТЬ ребенка, не нужно ни смарт-досок, ни обилия таблиц, ни даже Интернета. Доска и мел плюс мастерство Учителя. Все остальное суть навороты – полезные, но отнюдь не обязательные. Я впервые попробовал Интернет на четверном десятке и как-то не в восторге от его возможностей для воспитания и образования детей. На что в первую очередь полезет подросток пубертатного периода? На сайты для учащихся? – Не смешите… Зато «олбанскому» языку научится быстро. А там, глядишь, «великий и могучий» на задворки уходит. Я иду по школе – и каждый ребенок считает своим долгом поздороваться. «Здравствуйте, ребятки, здравствуйте!» - они неподдельно здороваются, с каждым хочется буквально подержаться за руку. Процесс обучения удается заснять – как все по-деловому!.. И в то же время душевно и искренне…

«В Москву! В Москву!»..
Ребята (особенно девочки) стремятся зацепиться за город. В деревне перспектив ни у кого из них нет. Я беседую с продавщицей местного магазинчика Ольгой. Поначалу Ольга заряжает оптимизмом: «А что? Я сама городская, уже как 19 лет здесь живу»… Ольга выкармливает быков и поросят – ради образования своих детей. Но детям своим Ольга заповедала: сюда после учебы в городе ни ногой! «Парни, кто учился неважно, сюда возвращаются – только жениться уже не на ком. Девушек нет! Все в Архангельске остаются».

Я вспоминаю историю одной из выпускниц Плосской школы. После нее девочка училась в Поморском университете на эколога. После учебы подала резюме в сорок (!) мест – но работу удалось найти лишь в качестве продавца ювелирных украшений. «Мама, я устала – здесь хоть какая-то работа. Мы нигде не нужны!» - это слова девочки, которая училась на сплошные «пятерки», что в школе, что в вузе. Только три из очень талантливого курса работают, остальные на ПМК – «пока мама кормит»…

«И может собственных Платонов»…
Мой коллега, молодой «дикорастущий» полковник Алексей – родом из этих мест. Умница, порядочный и честный офицер, исполнительный трудяга – вот тот «золотой фонд», что до сих пор воспитывает наша деревня. В возрасте чуть за 30 он получил погоны с тремя большими звездами – именно благодаря своим внутренним качествам. Своему внутреннему «стержню». Откуда он берется, стержень этот? – Пытаюсь понять… Ольга Павловна ШАНИНА в свои 75 ходит за водой «на реку». Здесь деревня на высоком угоре, к реке спускаться по скользкой извилистой тропке метров 150. Она берет два ведра по 8 литров и прет как трактор. По дороге, в общей сложности занимающей около 300 метров, отдыхает лишь один раз. И здесь каждый «дедко» и «бабка» такой же кремень. Может ли молодой человек, видя такой пример, не вырасти в моего коллегу-полковника? – Но тем, кто не «уцепился» за город – уготована судьба Кольки – деревенского кольщика дров, что каждый день раскалывает поленья и лишь жалуется на боль в пояснице. Зубы у Кольки оставляют желать лучшего – ближайший стоматолог – в Октябрьском, за сотню километров…

Здесь показывают лишь ДВА государственных канала ТВ. Нет Интернета (он лишь в администрации и школе, не без проблем со связью). ФМ-радио отродясь не слыхивали, а проводное, государственное, умерло вместе с линиями радиосвязи, что подточены временем и дятлами (да-да, назойливая птица обстукивает столбы так, что те падают раньше, чем сгниют у основания). Здесь не знают ни Лимонова, ни Каспарова, а о последних скандальных заявлениях Волочковой или Кудрина даже не догадывались. Это та Россия, которая для нас, читателей Интернета, и впрямь Другая. Исконная-посконная, с незатейливыми кушаньями из старинной русской печи на воде из речки, со стройными поленницами березовых дров у домов, с медными рукомойниками конца 19 века, с иконами в красном углу (где я и строчу эти строки на нетбуке) и козлятами в ящике, поставленном точно кроватка с малышами у самой кровати хозяйки. Они ж как дети рОдные…

Вечером к нам в гости зашел Николай – он «управляющий» в деревеньке за рекой, где является единственным постоянным жителем. Бывший работник «оборонки» с Северодвинска устал от «кидания» по зарплате от новых «хозяев жизни» и приехал сюда. «Ты летом приезжай. Здесь такая рыбалка! Места красивейшие!» - агитирует Николай. Люди изредка приезжают в его деревеньку, вкушают радости жизни без цивилизации, где в ближайший магазин нужно добираться за реку, через луговину, где без валенок нечего делать… «Раз в неделю, продукты закупаем – чаще-то не находишься, - делится секретами выживания Николай. Он, северодвинец-оборонщик, развелся, пожил в общаге и понял: еще немного и «сгорит» от водки. Нашел выход в работе на земле… И я понимаю: будучи наемным работником (те дома принадлежат другому человеку), он является Хранителем деревни. Пока жив Николай – деревня останется жилой. Пусть и с двумя людьми – негоже мужику жить одному, его каждый день ждет Галя, согласившаяся на добровольное затворничество в заречной деревне, где связь с миром возможна лишь на высоком холме посредством мобильной связи: к нему Николай на днях прорыл тропинку.

Пора спать, мне уготована постель сталинской эпохи. Запах козлят из ящика уже не чувствую – к своему удивлению. Впереди новый день, где меня ждет большое село – Бестужево…

Продолжение следует - если, конечно, читательская аудитория скажет "да".
Автор: dimarh29
3958 0
0 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Общество | Новости раздела