21-22 сентября пройдет очередная сессия Архангельского областного Собрания депутатов, на которой вновь обсудят больной для городов нашего региона вопрос налоговых отчислений. Напомним, что мэры крупнейших муниципалитетов не согласились с предложением руководства области отдать значительную долю налогов в связи с переходом здравоохранения в областную собственность. Города тратят на больницы значительно меньше средств, чем у них собираются со следующего года забрать. Цена вопроса — 1,5 миллиарда рублей.
В средствах массовой информации появляются интервью первых лиц области, в которых говорится о сложной ситуации в регионе. Вместе с тем «крайними» в этих выступлениях показываются принципиальные мэры городов, которые, по словам чиновников, не разбираются в ситуации и толкают область к дефолту.
12-13 августа 2011 года впервые губернатор Архангельской области Михальчук дал интервью частной телевизионной компании Новодвинска «Норд-ТВ». Позднее эти вопросы были перепечатаны в газете «Новодвинский рабочий».
Хотелось бы надеяться, что те, кто готовил для губернатора тот эфир, просто неправильно проинформировали своего руководителя о положении дел в Новодвинске. Потому что по меньшей мере странно звучат некоторые высказывания. За объективной информацией мы обратились к мэру Новодвинска Ивану Попову.
- В своем интервью губернатор сказал о том, что Новодвинск якобы отказывался входить в программу здравоохранения. Скорее всего имелась в виду «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями»?
- Согласитесь, если помощь предлагают, кто от нее отказывается? Кто откажется от бюджетной поддержки? Более того, в 2008 году мы сами подали заявку на участие. Но изначально Новодвинску было отказано. А в 2009 году мы уже вошли в программу по остаточному принципу: наш город вложил в создание сосудистого отделения 15 миллионов рублей, область - 13. Безусловно, сосудистое отделение было необходимо. Но не любой же ценой для местного бюджета! К примеру, для других муниципальных образований соотношение областной бюджет : местный бюджет по аналогичной программе составило— 10:1. Я считаю, что подход должен быть одинаковым ко всем муниципальным образованиям.
- Говорят, что настойчиво предлагалась некая фирма для выполнения ремонтных работ в сосудистом отделении. А сейчас, как мы знаем, в области идут громкие коррупционные скандалы в области здравоохранения, связанные с областными чиновниками?
- Нас это не коснулось, так как мы пошли через процедуру конкурса. На сэкономленные 3 миллиона рублей мы смогли дополнительно закупить мебель, оборудование и приобрести машину скорой помощи.
- Еще в своем выступлении губернатор коснулся программы развития Новодвинска как моногорода. Мне показалось странным, что в программе развития он нашел только Архангельский ЦБК. Но ведь в проекте были и другие сферы. И об этом писала городская газета «Новодвинский рабочий»: развитие коммунальной инфраструктуры, модернизация водозабора, городской культурный центр, строительство конкретных домов для переселения из аварийного жилья, детский сад на 280 мест, второй пусковой комплекс детской поликлиники, ремонт дорог, проекты спортивных организаций и многое другое. Почему об этом не было сказано?
- Комплексный инвестиционный план развития нашего города готовила «Лаборатория информационно-аналитических систем», рекомендованная администрацией области. Участвовали в этой работе и специалисты мэрии, и правительства региона. Кстати, наш проект получил высокую оценку Министерства регионального развития в Москве.
В плане действительно больше внимания было уделено развитию социальной сферы, проектам малого бизнеса, культуре и спорту. А часть мероприятий: хлебокомбинат на базе МУП «Общепит», развитие спортивной базы «Мечка», стадион у школы № 1 - уже реализуется силами муниципалитета и инвесторов. То есть план взвешенный и реальный.
А вообще, все моногорода и поселки участвовали в целях получения финансовой поддержки. В такой же ситуации еще семь муниципальных образований области. На последнем совещании в администрации области дело дошло до того, что два муниципальных образования — Пинежского и Виноградовского района — высказали мнение о выходе из программы моногородов, пояснив это тем, что никакой поддержки за все это время они не получили. Я считаю, что прежде всего область должна четко представлять перспективы и возможности каждого муниципального образования в рамках общей стратегии развития территории.
- На протяжении многих лет область относится к Новодвинску, как к самодостаточному городу. Мол, вы доноры, вот и решайте свои проблемы самостоятельно...
- Городское население Архангельской области составляет больше 70 процентов жителей. А, например, в нашем городе остается только 20 процентов собранных здесь налогов. Понятно, что в области много проблем. Я не спорю, что нужно строить больницу в каком-нибудь районе. Но Новодвинск — город-донор, и проблемы у людей здесь свои, в том числе одна из самых острых связана с экологией. Поэтому, я считаю, что необходимо выстроить систему, которая бы не ущемляла права жителей территорий-доноров, и в то же время помогала развиваться остальным районам.
- А если средств у области не хватает?
- В первую очередь нужно искать другие источники. В том числе идти на оптимизацию расходов на уровне субъекта. А вот перетягивать одеяло, я считаю, неправильно.
- Впрочем, сегодняшняя позиция руководства региона неудивительна. Ведь Вы и мэры других крупных городов выступили с резкой критикой областного закона о перераспределении налогов в связи с переходом здравоохранения в областную собственность. Вообще, в последние три года в области идет некое «реформирование» межбюджетных отношений. Причем только в одну сторону: все больше забирают средств у городов-доноров, и все меньше возвращают обратно. Но зачем тогда забирать?
- По новому областному закону, к которому мэры городов предложили свои поправки, у Новодвинска заберут больше 120 миллионов рублей, хотя на больницу мы тратим 85,5. Вот и вся арифметика. Нам пытаются объяснить, что у области не хватает денег на реализацию своих полномочий. Но у нас ведь тоже есть свои полномочия, свои задачи и люди, которые нам доверили защищать интересы города.
Именно поэтому Новодвинск, Северодвинск, Архангельск, Котлас и Коряжма объединились, чтобы сообща отстаивать финансовое положение городов. Мэры были всенародно избраны жителями, которые имеют полное право спросить с глав о работе. Наша задача — защищать городской бюджет и улучшать качество жизни людей.
Ведь посудите сами, вековая история говорит о том, что развитие любой страны, любой территории идет от городов. Именно здесь создаются промышленные центры, вокруг которых формируется инфраструктура, где создаются рабочие места, и которые дают возможность развивать остальную территорию.
Я прошу понять меня правильно, я не против, чтобы бюджет области был богаче, но все должно быть справедливо и обоснованно. Между руководством области и муниципалитетами должна быть выстроена доверительная система взаимоотношений, построенная на понимании и поддержке. Россия сильна муниципалитетами. Между разными уровнями власти должны быть нормальные деловые отношения.
- Иван Леонидович, спасибо за откровенные и подробные ответы.