Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
реклама
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
реклама
реклама
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
реклама
Культура | Главные новости

Музею поморского быта в Яреньге исполнилось 20 лет

04.10.22 11:36
3088 0
Жительница деревни Яреньги уже два десятка лет занимается музейным делом. В её частной коллекции, которая расположилась в старинной поморской избе, более 200 экспонатов.
 >
Фото: News29
Фото: News29
Фото: News29
Фото: News29
Фото: News29
Фото: News29
В 2002 году жительница деревни Яреньги в Приморском районе Архангельской области Маргарита Терещенко начала создавать «Комнату крестьянского быта». Сначала в сельском клубе, затем удалось разместить музей в старинной избе, которую специально перевезли с рыболовецкой тони (места для ловли рыбы на море — прим. авт.). Наиболее ценные экспонаты – вещи бабушки хозяйки музея.

История из сундука

В 2005-м Маргарита Терещенко поехала в деревню Уну на перезахоронение останков своего дяди, погибшего на Карельском фронте. В полностью разграбленном родительском доме нетронутыми оказались бабушкины сундуки, где оказались традиционные поморские наряды — сарафаны. В основном, в клеточку, а также красного, синего или белого цветов.

Их женщины на Севере ткали сами изо льна. Подол наряда украшали красными полосками, которые служили оберегом. Чем богаче была невеста, тем красивее был и узор. Позже по рукавам и вороту пускали вышивку из черных, синих и красных нитей. Они символизировали переплетение добра и зла. Соответственно, красного цвета было больше, потому что добро должно побеждать. Сарафаны передавались из поколения в поколение.

В музее «Поморская изба» представлены наряды на разные случаи жизни: повседневный, алый шелковый — праздничный, лиловый в полоску — свадебный.

Поморский обед

Другая часть экспонатов — предметы, без которых не обходился ни один приём пищи у поморов. Первым на обед чаще всего была уха. В пост, когда рыбу запрещали, варили губницу из грибов, питались толчеными ягодами. Ели из мисок, сделанных из капа — нароста на бересте. На второе подавали рыбу в блюдьях.

Помор сам делал себе посуду и ставил клеймо мастера. Ели деревянными ложками из берёзы. «Очень глубокие, удобные. Не чета нынешним», - отмечает хранительница музея. А запивали пищу квасом из двуручной братыни.

Прялка из трёх частей

Вручную изготавливали и шкатулки, которые украшали резьбой и шерстью. Некоторые из них датированы 1886-м или 1908-м годами. Там хранили ниточки, силки на зайцев, куропаток.

Резьбу наносили и на прялки. Если мезенские прялицы-кокорицы состояли из одной кокоры, то поморская была трёхчастной. Дело в том, что мужчины брали её с собой на промысел, где в свободное от работы время раскладывали и пряли. В основном, из овечьей шерсти, ведь каждый двор в деревне держал овец.

Освещали избу фонарями с тюленьим жиром, который сильно коптил. С появлением церквей стали использовать жестяные фонари со свечой.

В доме у верующих людей висели иконы, были кадильницы с ладаном, которым окуривали помещение, когда кто-нибудь заболевал.

У каждой двери располагался рукомойник из глины или меди. А над ним всегда был рукотёрник для вытирания рук. 

Обязательный атрибут — сундук. Чем больше их было, тем, как считалось, было больше благосостояние семьи.

Кукла — спутник по жизни

Сопровождали поморов от рождения до самой смерти куклы, которые делали из тряпочек, например, когда рвалась рубаха. Их Маргарита Терещенко изготавливает сама около 15 лет, а также проводит мастер-классы. В «Поморской избе» есть разные: обережные, игровые и традиционные.

Так, например, кубышка-травница — на здоровье, хвалёнка — для невест, кукла Лада — чтобы у молодых супругов в семье был лад, кукла-десятиручка — чтобы хозяйка все успевала, куватка-пеленашка — чтобы нечистая сила не забралась в люльку к младенцу. 

Валдис Пельш в гостях

В музей приходят не только жители самой Яреньги и соседней Лопшеньги, но и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии и Швеции. Бывают и журналисты федеральных СМИ. Маргарита Петровна стала героиней документального фильма известного российского телеведущего Валдиса Пельша «Русский Север. Дорогами открытий». В 2015 году ей вручили диплом Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА) «Лучшая изба крестьянского быта».

Лучшей старается быть Маргарита Терещенко не только в музейном деле: год назад вышел первый её сборник стихов «И на бумагу льётся стих…». Готовится к печати второй.

И экскурсии по музею она начинает и заканчивает стихами: 

«Теперь изба-музей гостей своих встречай.
Поведай им о том, как наши предки жили,
Им покажи простой крестьянский обиход.
Чтоб помнили они, и в памяти хранили,
Каким мастеровым поморский был народ».

Владислав Корелин
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Культура | Новости раздела