Сможет ли любовь растопить лед бессмертия в океане вечной мерзлоты
сегодня 11:21

86

0
Картина «Авиатор» предлагает зрителю не столько зрелищное путешествие в будущее, сколько напряжённый диалог о пределах человеческой этики перед лицом безграничного научного прогресса.
«Авиатор» — это философское высказывание, облачённое в форму научной фантастики. Это история о любви к человечеству, которая оказывается сильнее страсти к науке, и о любви к женщине, превосходящей чувство собственности. Эта любовь проходит тяжелейшее испытание — измену. Герой доказывает, что его чувство — не эгоистичное обладание, а способность принять и простить, освободив любимую от бремени быть его «собственностью».
Главный герой — пятидесятилетний учёный Константин Гейгер, который вместе с супругой Анастасией исследует катакомбы и тайные ходы под монастырём в поисках ключа к вечной жизни. Их одержимость этой идеей, ведущая в мрачные подземелья, создаёт ощущение спуска в преисподнюю собственных амбиций. Внезапный обвал, падение Анастасии и её чудесное спасение приводят к главному открытию — секретной лаборатории профессора Брянцева. В ней, в замороженном состоянии, находятся двенадцать пронумерованных людей, названных Лазарями, и тринадцатый мужчина без номера.
Действие разворачивается в недалёком будущем — в 2026 году. Учёные не сообщают миру о своей находке, а продолжают тайные эксперименты, финансируемые другом-олигархом Виктором Желтковым. Оживает лишь один, тринадцатый по счёту, Лазарь без номера. Выживший Иннокентий Платонов, чьё имя означает «невинный», оставлен в живых волей автора или Божественным провидением как человек, невинно осуждённый. Его фигура — это воплощение искупления и шанса на новое начало. Его слова: «Бог всё сохраняет через нас» — становятся центральной философской осью картины.
Это напоминание о том, что подлинное бессмертие и сохранение опыта, памяти и любви происходит не в криокамерах, а в живых людях, которые становятся проводниками между прошлым и будущим.
Вспоминая свою прошлую жизнь, он раскаивается и просит прощения за неумышленное убийство. Обретая в современном мире свою сбывшуюся мечту и совершая первый полёт на собственном самолёте, он не просто осваивается в новой реальности — он завершает старую историю, обретая целостность. Его вторая ключевая реплика: «…и всегда найдётся тот, чей обзор достаточно широк» — звучит как оправдание самой сути кинематографа и искусства в целом. Это метафора надежды на то, что в любую эпоху найдётся человек с широким кругозором, способный понять, принять и сохранить хрупкую связь времён. При этом полюбить всем сердцем нынешнюю Анастасию он не в состоянии, видя в ней лишь внешнее сходство со своей единственной любовью столетней давности.
Константин, чьё имя символизирует «постоянство» и «стойкость», проходит путь от фанатичного учёного до человека, осознающего свою человеческую, а не божественную роль. Первоначально перед зрителем предстаёт образ человека, готового пожертвовать всем ради карьеры: он отказывает жене в ребёнке, утверждая, что ещё не настало время. Позже он признаётся другу в своём горе — неспособности иметь детей. Его духовное прозрение, способность простить измену и отказаться от роли собственника ведут его к финальному, судьбоносному выбору — отказаться от своего открытия, чтобы уберечь от него мир.
Анастасии не приходится делать выбор между мужчинами. Её сюжетная линия — это история принятия и прощения. Она признаётся, что ждёт ребёнка. В ответ Константин произносит слова, наполненные безграничной надеждой на будущее счастье: «Поехали домой. Сегодня самый главный день в моей жизни». В этом финале происходит отказ от грандиозного, но опасного открытия ради «маленького» земного чуда, что полностью резонирует с идеей Платонова: истинное сохранение жизни происходит через человеческое продолжение рода.
Отдельного внимания заслуживает решение героини Софьи Эрнст добровольно подвергнуться заморозке — фактически, свести счёты с жизнью — из-за любви к олигарху Желткову. Приносит облегчение, что этот шаг не увенчался успехом благодаря его преждевременной смерти.
В драматических сценах Константин Хабенский настолько убедителен, что, когда его персонажа называют по имени, зритель полностью погружается в сюжет; возникает ощущение, будто сам актёр существует в нашей реальности. Картина снята безупречно: каждый кадр может служить референсом для постановки и визуального решения в других работах.
Просмотр фильма согреет зрителя теплом любви холодной зимой и доставит большое удовольствие при условии, что он не знаком с романом Евгения Водолазкина и не ожидает полного соответствия сюжета оригинальному литературному произведению.
«Авиатор» оставляет зрителя с тревожным и одновременно светлым вопросом: насколько этично наше стремление победить смерть, если мы ещё не научились ценить мимолётность, уникальность и ту любовь, что «сохраняется через нас»?
16+
Автор: Кира Кратт