Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия Интервью Арктический форум Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Общество | Главные новости
Терсхема может похоронить введение раздельного сбора мусора в Архангельске
12.02.20 12:58
2858 0
Профессионалы отрасли ТКО из Архангельска заявляют, что существующая терсхема обращения с отходами не предусматривает развитие системы раздельного сбора мусора, а установленные баки для РСО могут исчезнуть с улиц города.
 >
Фото: News29
Сортировка мусора на АМПК
Уже больше месяца Архангельская область живет по новым правилам в сфере обращения с отходами. 1 января 2020 года в регионе стартовала мусорная реформа. Теперь за вывоз ТКО отвечает региональный оператор — компания «Экоинтегратор». К ней уже появились претензии у прокуратуры, жителей Поморья, а также компаний-перевозчиков. Однако областные власти заявляют, что ходом реформы довольны.

Регоператор должен выстраивать свою работу согласно территориальной схеме обращения с отходами. Однако по тем или иным причинам делать это у него не получается. Проблемы старта мусорной реформы корреспондент News29 обсудил с представителем Региональной ассоциации операторов ТКО Евгением Чечериным и директором Архангельского мусороперерабатывающего комбината (АМПК) Андреем Терентьевым.

- Терсхема предусматривает сортировку на АМПК 110 тысяч тонн мусора в год, это почти все ТКО, образующиеся у жителей Архангельска. Насколько эффективно сортировать смешанный мусор, и почему предприятие согласилось на это?

Евгений Чечерин: Когда была корректировка терсхемы, в адрес АМПК был отправлен запрос с просьбой сообщить максимальную мощность комбината. Она составляет 110 тысяч тонн в год. Затем мы увидели, что эта цифра появилась в терсхеме, при этом с руководством комбината никто не контактировал по поводу приемлемости и целесообразности направления на АМПК потока несортированных ТКО в количестве, равном полной мощности. Создатели терсхемы не пытались построить работающую модель с учетом сложившихся условий. Накопленный опыт предприятия оказался никому не нужен.

Андрей Терентьев: В терсхеме заложена сортировка на АМПК полезной фракции в размере пятнадцати процентов от массы поступивших ТКО, реально же из несортированных отходов можно вычленить максимум 5 процентов в зимний период, 6-7 процентов — в летний. Причем затраты на обработку таких отходов значительно выше чем РСО, а эффективность меньше. Предприятие с 2014 года занимается раздельным сбором, накоплен значительный опыт в этой сфере. Внедрять РСО необходимо постепенно, вдумчиво, оценивая, в первую очередь, влияние тех или иных мероприятий на тариф для населения.

- Если мощность комбината 110 тысяч тонн в год и его полностью загрузить несортированным мусором, будет ли предприятие успевать перерабатывать мусор из ваших желто-синих контейнеров, установленных по всему городу?

Андрей Терентьев: В этом случае нам придется убрать все установленные баки и заняться только несортированным мусором, который к нам повезут согласно терсхеме. Тогда РСО, к сожалению, останется в прошлом. Мы готовы принять такой объем несортированных отходов, но «Экоинтегратор» не стал с нами заключать договор. К тому же у регоператора нет техники, чтобы ежедневно переваливать такой большой объем мусора с контейнеров на АМПК, а затем с АМПК на полигон. Действуя исключительно в правовом поле, предприятие вынуждено было обратиться в суд с иском о понуждении ООО «Экоинтегратор» к заключению договора на обработку.

Вместе с этим мы настаиваем, что гораздо более эффективным будет наращивание объемов раздельного сбора отходов. Чем больше мы будем разделять, тем больше полезной фракции будет направлено на глубокую переработку и тем меньше будет тариф для населения. Дело в том, что доходы от продажи вторичных материальных ресурсов уменьшают принятые при расчете тарифа расходы регоператора. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в терсхему и кратно увеличить количество контейнеров для РСО.

На данный момент мы обслуживаем 270 контейнеров для раздельного сбора отходов на территории Архангельска, 80 контейнеров в Новодвинске. Мы обратились к руководству Северодвинска, к депутатам с предложением разместить до 100 контейнеров под раздельный сбор на территории города корабелов. Надеюсь, городские власти в этом заинтересованы, также как и жители г. Северодвинска. Однако для серьезного эффекта, контейнерный парк РСО должен исчисляться тысячами. Поскольку раздельный сбор поддержан на уровне руководства страны, надеемся, что руководство области наконец услышит предложения АМПК.

Евгений Чечерин: Прошу обратить внимание, что в плату для населения входит сортировка отходов в объеме 110 тысяч тонн, однако эти услуги населению сейчас не предоставляются, а плата будет взиматься. По нашему мнению, поскольку услуга эта коммунальная, а часть услуги не оказывается, то должен быть выполнен соответствующий перерасчет, причем автоматически, точно также как например электроэнергия, водоснабжение… Кроме того, фактически услуга не оказывается в значительном количестве населенных пунктов области. Регоператор, конечно, заявляет, что платить жителям в этих населенных пунктах не придется, но тогда будьте добры пересчитать плату и жителям городов, ведь мы своей платой компенсируем затраты регоператора на территории всей области. Раз регоператор эти затраты не несет, значит и платить мы должны меньше. Так как единый тариф является предельным, регоператор имеет возможность не применять его в максимальном размере, а до перехода на полное исполнение терсхемы снизить его размер для целей расчетов с потребителями во избежание получения экономически необоснованных доходов.

- Кстати об плате. Она напрямую зависит от норматива, который был установлен, а затем пересмотрен в сторону увеличения.

Евгений Чечерин: В 2018 году по результатам проведения научно-исследовательской работы, которую провела компания «Большая тройка», был посчитан норматив накопления мусора. Для городов с населением свыше 12 тысяч человек он составил 2,19 кубометра в год. Затем эта цифра была закреплена в соответствующем постановлении профильного министерства. Через год норматив резко возрастает и становится уже 2,77 кубометра в год. По нашему мнению, единственный способ снять недовольство населения, связанное с нормативом накопления, это осуществление вывоза отходов «по факту», подобный механизм предусмотрен ПП РФ №505 при условии осуществления РСО. Надеюсь, в ближайшее время порядок фактического учета объемов ТКО будет определен правительством и контейнеры для РСО появятся на каждой контейнерной площадке.

- Предлагаю вернуться к терсхеме, она предусматривает строительство трех крупных объектов для захоронения, сортировки и переработки мусора. Однако для некоторых районов ничего не изменится, они продолжат свозить мусор на прежние полигоны...

Евгений Чечерин: Вы говорите о строительстве объектов, но у нас пока не решены самые насущные вопросы. К началу работы регоператора Холмогоры, Емецк, Ильинско-Подомское, Шенкурск не имеют лицензированных полигонов, там вывозить мусор вообще некуда. Власти дважды корректировали терсхему, но почему-то про эти населенные пункты забыли.

- Видимо чиновники хотели оформить временное разрешение на эксплуатацию по приказу №303 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Евгений Чечерин: Во-первых, эти населенные пункты появились не вчера и даже не позавчера и ситуация с отсутствием полигонов известна давным давно. Почему нельзя было подготовиться заранее мне непонятно. Во-вторых даже по приказу №303 сделать это не так просто. Да и потом объект должен быть приведен в соответствие требованиям законодательства. По моему мнению, строительство подобных маломощных объектов должно осуществляться за государственный счет, вопрос дальнейшей эксплуатации тоже должен быть возложен на организацию с государственным участием. Причины простые, требования природоохранного законодательства весьма жесткие, правильная эксплуатация тоже затратна, со временем неминуемо станет вопрос с рекультивацией полигонов, а обороты при этом незначительны. Обычно подобные истории заканчиваются тем, что оператор полигона банкротится, а затраты на рекультивацию взваливает на себя государство, что неправильно.

- Насколько я знаю, приказ №303 сразу же требует наличия забора, шлагбаума, дезинфицирующей установки и так далее.

Евгений Чечерин: Всё верно, также хочу обратить внимание, что даже если власти получат разрешение по приказу №303, то захоранивать без лицензии все равно нельзя, как это будет осуществляться — для меня загадка.

Как вы думаете, до каких пор регоператору будет разрешено нарушать терсхему обращения с ТКО?

Евгений Чечерин: Не берусь судить, деятельность регионального оператора контролируют целый ряд надзорных ведомств, думаю этот вопрос необходимо задать им.
9 0
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru