Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Культура | Главные новости

«Туриста гипсокартоном не купишь»: размышления о северном подходе к реставрации

01.11.16 11:36
4075 0
О том, как в Ракуле Холмогорского района местная жительница на свои деньги обшила сайдингом часовню, не высказался только ленивый. Общий вердикт: историческому наследию нанесен ущерб, очарование старины уничтожено, требуется реставрация.
 >
Фото помещено в архив издания
На днях увидел сюжет телекомпании «Поморье» про моё любимое устьянское село «Бестужево», в котором я раз побывал «вольным туристом» и написал об этом два материала на News29 (1-я часть и 2-я часть). А потому смотрел как завороженный, что же такое сделали бестужевцы для привлечения туристов в свое действительно замечательное, живописное село – но вскоре предвкушение чего-то неординарного сменилось грустным разочарованием.

Ключевая фраза сюжета – своими руками ремонтировать дешевле и надежнее, а потому местные жители засучили рукава. Бестужевские активисты решили на гранты отреставрировать одну из исторических изб и начать проект «Земская изба». И все бы хорошо, если бы не тот же подход, что и в Ракуле. Присмотрелся к ТВ-картинке – а там в избе отделка гипсокартоном! И печь – примитивная как картонная коробка. И это - в будущем музее?

Да что с вами, дорогие земляки? Зачем в историческом наследии лепить гипсокартон? Знал я шапочно одного вельчанина. Купил он в историческом центре Вельска купеческий дом-особняк, сбил лепнину 19-го столетия с потолка (та шла трещинами) и зашил все внутренности гипсокартонном. А что такого, мол? Удобно, быстро… Для себя делал – имеет право. Дом – не музей.

А вот пример музейной ошибки – в знаменитых Малых Корелах. Там есть экспонат в Двинском секторе – кузница. И вот когда там снимали фильм про Распутина, то режиссер попросил «для картинки» кирпичный под печи украсить диким природным камнем. Под режиссера «прогнулись» и налепили на кирпич камешков. Так и оставили. А то, что так НИКОГДА не делалось – режиссеру объяснить то ли постеснялись, то ли побоялись. В искусстве такое называется «украшательством» и дурным тоном. В бестужевской  избе для туристов русская печь, напротив, достойна первой работы молодого печника. Ничего в ней не видно живого, увы – ни выступов, ни печурок, ни стесанного кирпичного карниза – а ведь старые печники клали печи именно так, держали марку!

Я поясню, в чем системная ошибка ожидания притока туризма. Думать, что лишь на выпечку шанег турист повалит – ошибка. Шаньги туриста ждут в ближайшей столовой, как и суши можно заказать по телефону, и чтобы на японскую чайную церемонию сходить в ближайший тематический ресторанчик – не нужно ехать в Японию. Это я про Архангельск, если что. В других городах, поверьте, то же самое. Шаньги что в устьянском Бестужево, что в каргопольских Лядинах, что в мезенской Кимже хороши лишь в аутентичной атмосфере, чтобы печка нормальная, старая, чтобы лавки столетние, чтобы половички на широченных половицах домотканые, а на ножках – такие же самокатные валенки. И мелочи вроде самовара на углях да берестяной сахарницы… И плюс ряд обязательных условий для гостевого дома: городской комфорт в номере, водопровод, канализация, свежее белье, мягкий матрас и подушка… много чего, что ни одна деревня на сегодня предоставить, увы, не может. А турист пошел нынче искушенный, родное деревенское бездорожье да комарье на рыбалке по цене путевки в Таиланд ему не впаришь.

Сайдинг, гипсокартон, отделка штукатурками «Кнауф» и «Ветонит» если и будут интересовать туристов, то лет через сто, как пример архитектурного стиля кон.ХХ – нач. XXI в. И это еще не факт. Гипсокартон – это так же пОшло и грустно по отношению к исторической архитектуре, как сайдинг на ракульской часовне.

Поймите, земляки, только бережно консервируя имеющееся у нас на северах историческое наследие и архитектуру, мы можем надеяться на интерес к нашим местам. У нас когда-нибудь появятся нормальные туалеты и гостевые дома с горячей водой и канализацией, до деревень дойдут асфальтовые дороги – но турист никогда, я подчеркну это особо -  никогда - не приедет смотреть на гипсокартон, веселенький сайдинг и дорогие обои ни в наш город, ни в нашу деревню. Зато «под туризм» можно окончательно убить где-то сайдингом и металлочерепицей, а где-то гипсокартоном и линолеумом всю чудом ещё сохранившуюся старину.

Ну и чтобы понять, что не только у нас бывают «косяки» - примеры из Канады и Испании, где также денег не нашлось на профессиональную реставрацию и нашлись свои самодеятельные художники и скульпторы, считающие реставрацию картины Христа и головы младенца Иисуса  вершиной своей карьеры. Они, и правда, делают все это от чистого сердца! А народ почему-то не ценит.
Автор: dimarh29
4075 0
6 4
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости