Северян атаковали мошенники-«налоговики»: как работает схема нового «развода»
30.04.25 21:06

399

1
Жители Поморья стали жертвами новой волны телефонного мошенничества — теперь злоумышленники представляются сотрудниками налоговой службы. Рассказываем, как работает новая аферистская схема и как на нее не попасться.
С началом весенней декларационной кампании в Архангельской области активизировались мошенники, притворяющиеся сотрудниками Федеральной налоговой службы. Под видом работников инспекции злоумышленники звонят жителям, рассылают письма и направляют поддельные уведомления с требованием якобы срочно подать сведения о доходах за 2024 год.
Как работает схема с налоговой?
Звонок поступает с якобы официального номера. Человек на том конце провода представляется налоговым инспектором и сообщает: «Ваш работодатель не сдал справку 2-НДФЛ. Это грозит вам штрафом до 30 тысяч рублей». Далее предлагают помощь — оформить электронный запрос в налоговый орган и «все уладить», но для этого нужно назвать паспортные данные или ИНН. Иногда просят ввести код из СМС — это, как правило, подтверждение изменения пароля на Госуслугах.
Корреспондент News29 дважды сам попадал на такого рода «налоговиков». Сначала все происходило вполне официально и безобидно: незнакомый голос на том конце провода обращался по имени, фамилии и отчеству и любезно спрашивал, кто занимается сдачей документов в ФНС — он или его работодатель. Затем «сотрудник» предлагал записаться на прием в ближайшее отделение, предлагая взять с собой все сопутствующие документы: паспорт, ИНН, декларации 2-НДФЛ и т.д.
На справедливое замечание журналиста редакции, что он может самостоятельно сходить в ближайшее отделение налоговой или сделать проще — зайти в свой личный кабинет на официальном сайте УФНС России по Архангельской области и записаться на прием онлайн, — мошенник начинал раздражаться и повторять все заново, угрожая крупными штрафами.
Стоит отметить, что все аферисты так или иначе работают по скрипту — то есть у них есть определенный пошаговый план действий: как они должны говорить, что они должны говорить, какие лучше использовать фразы. Если какой-то шаг «просел» в разговоре с его жертвой, он возвращается к предыдущему, при этом стараясь психологически давить на собеседника. Всегда помните: если «сотрудники» банков, правоохранительных органов, Госуслуг, ФНС и т.д. не отвечают прямо на ваши вопросы, избегают их, «включают» пассивную агрессию и угрозы или пытаются снова вернуться к началу разговора, они в 100% случае мошенники.
Кроме телефонных звонков, аферисты используют и фишинговые сайты. Гражданам приходят письма с уведомлением о необходимости срочно подать декларацию или проверить сведения о доходах. Внутри содержится ссылка, внешне схожая с настоящим сайтом налоговой службы — например, «nalog-vznos24.ru» или «nalog-deklaracia.info». При переходе на такую страницу пользователя просят ввести паспортные данные, номер банковской карты или логин и пароль от личного кабинета. Далее — классический сценарий: оформляются микрозаймы, с банковских счетов списываются деньги, а личные данные передаются другим преступным группам.
В Архангельской области на днях жертвой таких вот «налоговиков» стала 29-летняя северянка, которой под предлогом проверки достоверности сведений, указанных в справке о доходах, позвонил «инспектор». Девушка поверила звонившему и передала конфиденциальные сведения. Позже ей позвонил уже «сотрудник Центробанка», который убедил жительницу Поморья, что с ее счета пытаются похитить деньги, попросил перевести средства на «безопасные» счета. Как итог — минус два миллиона рублей.
Могут ли по-настоящему позвонить или написать из налоговой? И как отличить реального сотрудника от «фейкового»?
Да, сотрудник из ФНС действительно может вам позвонить в случае, если вы предприниматель и юрлицо. У вас могут спросить, например, про показатели в декларации, которые могут не сходиться с выпиской по расчетному счету. Если вы не связаны с бизнесом, представиель налоговой может позвонить и сказать, например, что в ваших реквизитах для возврата налога есть ошибка.
Федеральная налоговая служба неоднократно подчеркивала, что ее сотрудники не запрашивают личные данные по телефону, а вся передача информации происходит исключительно через официальный сайт
nalog.gov.ru. Также важно помнить, что инспекторы не направляют письма с вложенными ссылками и не требуют оплатить налоги или штрафы на карту физического лица, через СМС или мессенджеры.
Как не попасться на мошенническую схему?
Если вам поступил подозрительный звонок или письмо, ни в коем случае не передавайте данные и не переходите по неизвестным ссылкам. Завершите разговор, зайдите на сайт налоговой самостоятельно и проверьте, действительно ли к вам есть вопросы.
Что делать, если вы уже передали коды из СМС?
В случае, если вы уже передали информацию, немедленно смените пароли от Госуслуг и интернет-банка, заблокируйте банковские карты и обратитесь в полицию.