В морскую экспедицию в западную Арктику планируется отправить поморский коч
19.10.22 14:09
2425
0
Реконструкция поморского коча — это проект строительства нового деревянного судна, основанного на старых традициях традиционного деревянного судостроения. 2019 год - начало проекта по реконструкции поморского коча.
Деревянный коч - это не просто туристическим объект, а настоящий научно-исследовательский корабль, который предполагается использовать в морских экспедициях в Западной Арктике, рассказал Игорь Терехин, руководитель дирекции региональных программ Газпромбанка.
Как родилась идея постройки поморского коча?
Игорь Терёхин: Идея постройки поморского коча возникла в 2018 году на нефтегазовом форуме в Новом Уренгое. Между участниками завязался разговор об общем историко-культурном, природном наследии в Западной Арктике. Отдельно вспомнили величайшую исследовательскую экспедицию в Арктике, которая связала Поморье и Ямал в начале 18 века. Это была Великая Северная экспедиция, ранее ее называли Второй Камчатской экспедицией. Стартовала она из Архангельска в 1734 году и в составе Двинско-Обского отряда в течение семи лет изучала прибрежные территории Ледовитого океана от Архангельска до Обдорска (ныне Салехард). Именно на поморских кочах «Обь» и «Экспедицион», построенных на Пинеге в Архангельской губернии поморы исследовали берега, моря, проливы и нанесли их на карту Карское море и пролив Малыгина, отделявший полуостров Ямал и остров Белый.
На форуме высказали идею проработать архивные данные РГА ВМФ и рассмотреть возможность постройки действующей копии деревянного поморского коча в Архангельске в натуральную величину. Инициатором, идеологом и руководителем проекта выступил Глеб Плетнев, глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания.
Для чего планируется использовать коч?
Игорь Терёхин: Поморский коч выступит не только экспедиционным судном, но и может стать туристическим объектом. Один из вариантов-это зимовка в г. Салехард с организацией на борту судна художественных и фотовыставок, исторических документов, артефактов на время зимней стоянки в ЯНАО с тем, чтобы приглашать туда школьников и студентов, жителей региона и энтузиастов морского дела.
Строительство коча имеет не просто культурное, но и практическое значение. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ активно финансирует изучение фауны, флоры, тундры, рек, берегов в районе Окской губы, реки Обь, да и всего Арктического региона. Судно, которое в настоящее время создаётся, может использоваться как био- или гидрографическая станция. Дело в том, что корпус судна выполнен из дерева, а значит будет обеспечена корректная работа научных приборов, т.к. намагничивание корпуса в данной конструкции исключено. То есть у судна очень неплохие в этом направлении перспективы.
Откуда вы взяли чертежи, по которым сейчас происходит историческая реконструкция коча?
Игорь Терёхин: Мы знаем, что допетровское судостроение не имело чертежей и ремесло «староманерного» шитья больших лодок передавалось от отца к сыну.
Проработав с историками в РГА ВМФ, энтузиасты проекта нашли описания кочей капитана Мятлева из Архангельска, которые как раз были построены к маршруту Великой Северной экспедиции в начале 18 века.
Длины традиционных кочей доходили до 25 метров, а в этом проекте его длина около 20 метров. Такие размерения диктуются требованиями Государственной инспекции маломерных судов.
Деревянные суда до сих пор строятся и эксплуатируются норвежцами как рыболовецкие суда.
Как будет развиваться проект?
Игорь Терёхин: Закладка судна — это только начало проекта. На базе строительства исторического деревянного судна – поморского коча, была организована «Арктическая школа традиционного деревянного судостроения», объединяющего культурно-образовательные процессы. Данный проект стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов 2020.
Люди, особенно подрастающее поколение, населяющие северные регионы России, остро нуждается в сохранении и укреплении национальной идентичности, об этом сейчас много говорят в обществе. Один из путей к сохранению идентичности - возможность прививать навыки и сохранять культуру и трудовые традиции северного деревянного судостроения.
Коч – это наглядный пример совершенного по своей природе промыслового инструмента, это идеальный образец традиционной технологии деревянного судостроения, это символ твердости и стойкости первопроходца-промысловика-северянина.
Расскажите подробнее об экспедиции, которую вы планируете провести. По какому принципу строится маршрут?
Игорь Терёхин: Предполагается проложить маршрут по Мангазейскому морскому ходу (без посещения волоков на Канином носе и полуострове Ямал), положившиму основу Великой Северной экспедиции.
Например, мы обязательно зайдем на остров Белый, который является самой северной территорией ЯНАО и традиционно считается священным местом для коренных жителей полуострова Ямал. На его южной части располагались святилища главных духов – покровителей ненцев, на которых они совершали ритуальные жертвоприношения. Очень интересное место! Там есть, где остановиться и что посмотреть: работающая погодная станция и маяк, вновь построенная часовня, интересные люди, которые круглый год там проживают и обслуживают станцию.
На судне одновременно может находиться 12 членов команды. Мы планируем пройти маршрутом, по которому ходили архангельские поморы: Архангельск, Новая Земля, Святой Нос, остров Колгуев, Вайгач, Белый остров и далее в Мангазею.
Эти маршруты найдены в архивах на старых картах. В зависимости от маршрута, морской поход может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев с финишем в Омске.
Судно будет оснащено всем необходимым для походов по северным морям и рекам: парусами, плотами и другими современными средствами спасения. Для комфортных условий проживания пассажиров оборудованы уютные каюты.
Конечно, любая экспедиция требует тщательной подготовки: снабжения судна, обеспечения безопасности плавания. Во время походов, или регат, в составе экспедиции вместе с кочем могут находиться одно, или несколько судов сопровождения.
Беседовал Герман Калышев