Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Общество | Главные новости

В морскую экспедицию в западную Арктику планируется отправить поморский коч

19.10.22 14:09
1962 0
Реконструкция поморского коча — это проект строительства нового деревянного судна, основанного на старых традициях традиционного деревянного судостроения. 2019 год - начало проекта по реконструкции поморского коча.
 >
Деревянный коч - это не просто туристическим объект, а настоящий научно-исследовательский корабль, который предполагается использовать в морских экспедициях в Западной Арктике, рассказал Игорь Терехин, руководитель дирекции региональных программ Газпромбанка.
 
Как родилась идея постройки поморского коча?

Игорь Терёхин: Идея постройки поморского коча возникла в 2018 году на нефтегазовом форуме в Новом Уренгое. Между участниками завязался разговор об общем историко-культурном, природном наследии в Западной Арктике. Отдельно вспомнили величайшую исследовательскую экспедицию в Арктике, которая связала Поморье и Ямал в начале 18 века. Это была Великая Северная экспедиция, ранее ее называли Второй Камчатской экспедицией. Стартовала она из Архангельска в 1734 году и в составе Двинско-Обского отряда в течение семи лет изучала прибрежные территории Ледовитого океана от Архангельска до Обдорска (ныне Салехард). Именно на поморских кочах «Обь» и «Экспедицион», построенных на Пинеге в Архангельской губернии поморы исследовали берега, моря, проливы и нанесли их на карту Карское море и пролив Малыгина, отделявший полуостров Ямал и остров Белый.

На форуме высказали идею проработать архивные данные РГА ВМФ и рассмотреть возможность постройки действующей копии деревянного поморского коча в Архангельске в натуральную величину. Инициатором, идеологом и руководителем проекта выступил Глеб Плетнев, глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания.

Для чего планируется использовать коч?

Игорь Терёхин: Поморский коч выступит не только экспедиционным судном, но и может стать туристическим объектом. Один из вариантов-это зимовка в г. Салехард с организацией на борту судна художественных и фотовыставок, исторических документов, артефактов на время зимней стоянки в ЯНАО с тем, чтобы приглашать туда школьников и студентов, жителей региона и энтузиастов морского дела.

Строительство коча имеет не просто культурное, но и практическое значение. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ активно финансирует изучение фауны, флоры, тундры, рек, берегов в районе Окской губы, реки Обь, да и всего Арктического региона. Судно, которое в настоящее время создаётся, может использоваться как био- или гидрографическая станция. Дело в том, что корпус судна выполнен из дерева, а значит будет обеспечена корректная работа научных приборов, т.к.  намагничивание корпуса в данной конструкции исключено. То есть у судна очень неплохие в этом направлении перспективы.



Откуда вы взяли чертежи, по которым сейчас происходит историческая реконструкция коча?

Игорь Терёхин: Мы знаем, что допетровское судостроение не имело чертежей и ремесло «староманерного» шитья больших лодок передавалось от отца к сыну.

Проработав с историками в РГА ВМФ, энтузиасты проекта нашли описания кочей капитана Мятлева из Архангельска, которые как раз были построены к маршруту Великой Северной экспедиции в начале 18 века.

Длины традиционных кочей доходили до 25 метров, а в этом проекте его длина около 20 метров. Такие размерения диктуются требованиями Государственной инспекции маломерных судов.

Деревянные суда до сих пор строятся и эксплуатируются норвежцами как рыболовецкие суда.

Как будет развиваться проект?

Игорь Терёхин: Закладка судна — это только начало проекта. На базе строительства исторического деревянного судна – поморского коча, была организована «Арктическая школа традиционного деревянного судостроения», объединяющего культурно-образовательные процессы. Данный проект стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов 2020.

Люди, особенно подрастающее поколение, населяющие северные регионы России, остро нуждается в сохранении и укреплении национальной идентичности, об этом сейчас много говорят в обществе. Один из путей к сохранению идентичности - возможность прививать навыки и сохранять культуру и трудовые традиции северного деревянного судостроения.

Коч – это наглядный пример совершенного по своей природе промыслового инструмента, это идеальный образец традиционной технологии деревянного судостроения, это символ твердости и стойкости первопроходца-промысловика-северянина.



Расскажите подробнее об экспедиции, которую вы планируете провести. По какому принципу строится маршрут?

Игорь Терёхин: Предполагается проложить маршрут по Мангазейскому морскому ходу (без посещения волоков на Канином носе и полуострове Ямал), положившиму основу Великой Северной экспедиции.

Например, мы обязательно зайдем на остров Белый, который является самой северной территорией ЯНАО и традиционно считается священным местом для коренных жителей полуострова Ямал. На его южной части располагались святилища главных духов – покровителей ненцев, на которых они совершали ритуальные жертвоприношения. Очень интересное место! Там есть, где остановиться и что посмотреть: работающая погодная станция и маяк, вновь построенная часовня, интересные люди, которые круглый год там проживают и обслуживают станцию.

На судне одновременно может находиться 12 членов команды. Мы планируем пройти маршрутом, по которому ходили архангельские поморы: Архангельск, Новая Земля, Святой Нос, остров Колгуев, Вайгач, Белый остров и далее в Мангазею.

Эти маршруты найдены в архивах на старых картах. В зависимости от маршрута, морской поход может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев с финишем в Омске.

Судно будет оснащено всем необходимым для походов по северным морям и рекам: парусами, плотами и другими современными средствами спасения. Для комфортных условий проживания пассажиров оборудованы уютные каюты.

Конечно, любая экспедиция требует тщательной подготовки: снабжения судна, обеспечения безопасности плавания. Во время походов, или регат, в составе экспедиции вместе с кочем могут находиться одно, или несколько судов сопровождения.

Беседовал Герман Калышев
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Общество | Новости раздела