Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
реклама
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
реклама
Культура | Главные новости

Земляки Фёдора Абрамова делятся размышлениями после празднования 100-летия писателя

14.03.20 00:10
4050 0
Редакция News29 публикует мысли жительницы деревни Веркола Светланы Галочкиной, которая в прошлом долгое время возглавляла Литературно-мемориальный музей имени Ф. Абрамова.
 >
Фото: News29
Прошло уже две недели после юбилея, но меня не покидает чувство глубокого разочарования. Лет 30 назад, когда вскоре после смерти Фёдора Абрамова, начал создаваться его музей, нам казалось, что к 100-летию писателя на его родине возникнет достойный его таланту мемориал. Трудно сказать, какую цель преследовали организаторы нынешнего юбилея, но то, что он совершенно выпал из традиции, очевидно.

Недавно я смотрела фильм Лидии Бобровой о 75-летнем юбилее. Боже, какие мы тогда были счастливые! Мы могли делать то, что задумали и именно так, как представлялось возможным и получалось так, что это становилось событием. Стал ли событием нынешний юбилей, трудно сказать. Может быть, на общем фоне слабого интереса подавляющего большинства наших сограждан к вопросам духовной жизни, это и событие. Но в русле уже сложившейся в Верколе традиции, вряд ли.

Самыми важными в проведении дней памяти всегда были выступления на могиле и на вечере в Доме культуры. На мой взгляд, начало прозвучало замечательно. Очень мощно выступил поэт Григорий Калюжный. Его стихи, посвященные писателю и "святым старухам", которых он воспел в своем творчестве, - это как раз та высокая нота, которую надо было сохранить до самого конца. Несомненно, она прозвучала и на могиле. На этом святом месте и не могло быть иначе. Но дальше получилась какая-то неразбериха. Устроители юбилея в духе нынешних времен, видимо, решили дать возможность людям выбрать, что им делать - веселиться ли на Масленице, слушать экскурсии в музее или стихи и прозу современных писателей в библиотеке. На первый взгляд, в этом не было ничего плохого. Но по сути дела это лишило всякого смысла сам праздник. С какой целью люди собрались на родине писателя в день его рождения, причем в уникальный день его 100-летия?

Для самого писателя, который не очень любил свои юбилеи и участвовал в них после долгих уговоров супруги, это было временем подведения итогов и приблизительных планов своей жизни. Если следовать такой логике, смыслом этого праздника должно было быть то же самое, только применительно к жизни Верколы. Тем более, что собралось очень много высоких гостей. Кое-что прозвучало на эту тему из уст Т.М.Гудимы во время поминального обеда. Она говорила как раз о том, что нужно не только сохранить материальную и духовную культуру Верколы, но и максимально обеспечить ее дальнейшее развитие. К сожалению, эта тема так и повисла в воздухе.

Уже в музее на так называемой "дискуссионной площадке" режиссер Т. Эсадзе вступил в полемику с Гудимой, но уже в ее отсутствии. Он говорил о том, что в Верколе уже нечего сохранять, имея в виду изменения традиционного архитектурного облика. Но ответить ему Гудима не смогла, потому что была на какой-то другой площадке. Вопросов для совместного обсуждения было более чем достаточно, но не нашлось места, где оно могло бы состояться. Дом культуры восстановили, а с какой целью? Чтобы ночные дискотеки в нем проводить? Почему в возрожденном клубе не провели вечер памяти писателя, на котором можно было бы высказаться всем и их могли бы услышать многие? Вопрос, конечно, риторический, никто мне на него не ответит.

Лично мне удалось посетить только Литературную гостиную в библиотеке и дискуссию в музее. Когда я пришла в школу и попыталась пройти в библиотеку, меня на входе остановили и попросили подождать. Уже было ясно, что помещение для этих целей было выбрано неудачно. Откровенно говоря, я с трудом выдержала час в этом душной комнате, хотя выступления писателей были очень интересными. Ну почему этим людям, приехавшим издалека, не дали возможности выступить в клубе? Ведь все время до спектакля он был свободен. И чем уж так велик был этот спектакль, что ради него были принесены такие жертвы? К тому же в библиотеке все время скрипела дверь, так что один из выступающих попросил ее "угомонить". Может быть, это мелочи, но довольно существенные. Если мы приглашаем гостей, надо обеспечить нормальные условия для их выступлений. К тому же в школе был актовый зал. В музее как раз все было наоборот. Зал был почти пуст, поскольку все в это время смотрели спектакль. О нем можно говорить только после просмотра хотя бы фрагментов. Отзывы разные, но вряд ли это произведение стоило того, чтобы ради него стоило жертвовать вечером памяти.

Выступления же Г.Калюжного, О.Трушина. В.С. Мартышина, Н.Сидориной, Т. Эсадзе как раз заслуживали того, чтобы их услышали многие. Жаль только, что дискуссии не получилось. А темы, затронутые в их выступлениях, были достойны обсуждения. Чего только стоил монолог Т. Эсадзе. Именно он и обратил внимание на дискуссионый характер их собрания. В полемику режиссер вступал не только с Гудимой. Разделив общество, которое он назвал "стадом" на овец и князей, несомненно причислив себя к последним, поскольку он никогда никого не боялся, он смело стал критиковать всех и вся. Ему явно не хватало оппонента, только однажды Н.Сидорина прервала его монолог, напомнив к "любви к отеческим гробам". Наверное, надо было его выступлением не завершить, а начать вечер, тогда остальные невольно могли бы ему возражать или соглашаться. Эта встреча могла бы стать толчком к обсуждению проблем, но почему-то не стала.

Открытие Иняхинского дома вообще произошло где-то в стороне. Хотя этого события мы ждали 30 лет. Многострадальная судьба этого дома заслуживает отдельного разговора. То, что губернатор и его ближайшее окружение могло пообщаться с народом – это хорошо, но опять все витало где-то "вокруг да около". На этой встрече можно было поднять тему дальнейшего развития Веркольского музея, у которого накопилось так много проблем. И во многом они связаны с подчиненным положением музея. Эта временная мера сейчас стала серьезным тормозом для его развития. Еще было обидно, что вручение подарка - сценического костюма Лизы Пряслиной, вывезенного в свое время артистами Малого драмтеатра из Верколы, - Н.М. Ахмадуллиной, заместителем Л.А.Додина, произошло в столь тесном кругу. Такое ощущение, что Веркола разделилась на удельные княжества, а объединяющего центра нет. Отсутствие в программе вечера памяти - это просчет в организации всего торжества в Верколе. Именно отсюда чувство недоговоренности и разочарования. Во всяком случае, у меня.

Светлана Галочкина, д. Веркола Пинежского района Архангельской области
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости
Новости по теме | Культура